29.05.2012 12:05
Привычный образ школы как образовательного учреждения с жесткой дисциплиной и прагматичным подходом к обучению постепенно…
Т.Л.Савченко: «Мы должны воспитывать Человека мира»Привычный образ школы как образовательного учреждения с жесткой дисциплиной и прагматичным подходом к обучению постепенно уступает место школе новой формации, где педагоги стремятся не только передать детям знания, но и научить их самостоятельно открывать для себя этот разнообразный мир.
Что такое школа с эстетическим направлением воспитания и чем сегодня живет одно из таких учебных заведений Раменского района, мы узнали у директора школы №22 в пос.Дубовая Роща Татьяны Лазаревны Савченко.
— Татьяна Лазаревна, чем сегодня живет 22-я школа?
— Как и все российские школы — реализацией основных направлений модернизации образования, национальной инициативы «Наша новая школа»; внедрением в широкую практику современных методов обучения и воспитания, новых подходов в оценке качества образования. В то же время мы реализуем свою собственную программу развития, ориентированную на ближайшие пять лет. Основной акцент в ней поставлен на развитие школы как базовой, профильной в раменской муниципальной системе образования в условиях реализации национальной образовательной программы «Наша новая школа». С 1 сентября 2009 года мы были пилотной площадкой по внедрению Федеральных образовательных стандартов в начальной школе, сегодня у нас уже пять классов работают по новым стандартам. Кабинеты для учащихся начальных классов оснащены современной техникой, организованы занятия по шести направлениям внеурочной деятельности. Все это благодаря созданной за последние годы системе образования и существующему на базе школы центру эстетического воспитания.
Новый статус школы с углубленным изучением отдельных предметов, который мы получили несколько лет назад (с 1992 года мы имели статус школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла), наряду с новой концептуальной политикой российского образования не вытеснили предыдущие концепции нашего учреждения. В своей образовательной программе, лишенной конъюнктурного подхода, школа, чутко улавливая новые веяния, тенденции в государственной образовательной политике, реагируя на них, опирается на достигнутые результаты и выдерживает свою стратегическую линию. Главное для нас — человек, его развитие и воспитание.
18 февраля на базе школы прошел муниципальный конкурс хоровых коллективов, ансамблей, вокального академического пения, и наш хор под руководством Елены Юрьевны Рябовой занял первое место. Готовимся к областному конкурсу «Юные таланты Подмосковья». 22 февраля прошел районный семинар завучей по воспитательной работе и традиционный для нашей школы творческий день для учащихся 1-11 классов под названием «Ломоносов — больше, чем 300 лет». 2 марта мы проводим традиционный концерт «С любовью к вам…», посвященный Международному женскому дню. Главным подарком женщинам нашего района стало, конечно, творчество наших детей. У нас происходит и множество других событий. Мы живем как по христианскому календарю — от одного праздника к другому. Но праздник для нас — не самоцель, а способ создать творческую атмосферу в коллективе, мотивировать его на развитие, новые успехи и достижения. Подготовка к тому или иному мероприятию дает возможность сконсолидировать усилия детей, учителей, родителей, создать условия для сотрудничества. Конечно, для нас важны и школьные будни — уроки, организация учебно-воспитательного процесса, подготовка к итоговой аттестации. Недавно в 9-х классах проводились диагностические работы по математике и русскому языку. Одновременно проходит аттестация педагогических кадров по новой форме. Учителя нашей школы посещают огромное количество курсов для повышения уровня знаний и методических навыков.
— Вы сказали, что сейчас 22-я школа имеет статус учебного заведения с углубленным изучением отдельных предметов. Какие это предметы?
— Мы выбираем дисциплины, востребованные нашими учащимися. У нас есть профильные классы гуманитарного направления (русский язык, иностранные языки, история) и математического. Выбор предмета зависит от потребности детей и их родителей.
— Расскажите, пожалуйста, как начинался ваш педагогический путь?
— Работать с детьми я начала еще со школьной скамьи в далеком 1965 г. В восьмом классе окончила музыкальную школу и получила право преподавания в детском учреждении. Меня пригласили работать музыкальным руководителем в детском саду, и с этой деятельностью я совмещала учебу в 9-10 классах общеобразовательной школы. В летние каникулы мне приходилось заменять воспитателей детского сада на музыкальных занятиях и утренниках. У меня уже не было сомнений, куда идти учиться после школы — только в педагогический.
Став директором школы №22, я впоследствии ввела такую практику и в своей школе. Детям из 10-11 классов, которые прошли студийную подготовку по тому или иному вида искусства, я предлагала работать в качестве руководителя кружка. Оканчивая школу, они уже имели трудовую книжку и стаж педагогической работы. В этом случае я отчасти стремилась решить кадровую проблему школы, ведь поиск педагога дополнительного образования является делом довольно проблематичным. Позже многие выпускники выбирали педагогические вузы. Например, наша выпускница Ирина Андреевна Бушуева сегодня преподает у нас информатику, а в прошлом руководила студией бального танца; Аня Никитина, еще в 10-11 классах руководившая танцевальным кружком, до сих пор занимается этой деятельностью; Ольга Максимова — тоже наша выпускница — несколько лет работала руководителем группы циркового школьного коллектива.
После института я осталась в Коломне. Сначала работала учителем музыки, потому что не было часов по специальности, а я — учитель русского языка и литературы. Через год я уже совмещала работу учителя русского языка и литературы и преподавателя музыки. Пять лет провела в Коломне, и это была великолепная школа освоения педагогической практики. До сих пор с благодарностью вспоминаю своего директора Т.В.Бахину, свою наставницу В.И.Кузнецову. В 1976 году мы с мужем переехали в поселок Дубовая роща, и я стала работать в Сафоновской средней школе сначала учителем начальной школы, потом учителем музыки, литературы и русского языка. С 1988 года меня назначили директором школы.
— Татьяна Лазаревна, вы родились в Раменском районе? Расскажите о своем детстве.
— Нет, я родилась в городе Зарайск Московской области. Училась в школе №1, директором там был П.Н.Степнов. Кстати, когда я приехала в Раменское, узнала, что почитаемый в городе и уважаемый всеми директор «РПЗ» В.Н.Степнов — родной брат директора моей школы.
Я окончила школу с золотой медалью. Росла в прекрасной семье, где всегда царили мир, лад, уважение, искренность. У нас было принято чтение хороших книг, совместное музицирование, пение. В детстве я дружила с детьми текстильного городка. Мы жили как все — скромно, но с достоинством. Светлая память моим родителям, бабушке, брату. Я бесконечно им благодарна. Они научили меня не ожесточаться, несмотря ни на какие превратности жизни, торжествовать над всеми препятствиями и хранить веру во все прекрасное. Они всегда были и будут для меня примером во всем. Будучи сегодня в зрелом возрасте, я до сих пор мысленно обращаюсь к ним и думаю, как бы в том или ином случае поступили мои родители. Тем более что они мне близки и по роду деятельности: мама была учителем немецкого языка, директором школы, папа — руководителем текстильной фабрики, имел музыкальное образование, руководил хором, сам выступал, а также был внештатным корреспондентом газеты «Ленинское знамя» и постоянно учился. Я всегда восторгалась этим его качеством. Когда поступила в институт, он тоже поступил в МГУ на факультет журналистики и поэтому имел три высших образования. Родители для меня являются примером для подражания. Любовь к детям, к своей профессии привили мне именно они.
— Что в преподавании для вас главное?
— Знаете, учитель нового типа, учитель-профессионал — это мастер интегрированной системы образования. За ним будущее современной России. Но при этом, на мой взгляд, каждый из нас, учителей, должен помнить: учитель — это еще и тот, внутри которого любая зародившаяся работа души представляет собой шаг к осветлению жизни. Учитель — это человек, который понимает, что его личный выбор касается не только его. Мы не можем не осознавать, что именно от нас, учителей, сегодня, больше чем когда-либо, зависит сохранение человеческого в человеке и обществе.
— Какую роль играет в воспитании ребенка эстетическое образование, ведь школа №22 славится именно этим направлением?
— Очень приятно, что вы это отметили. Значит, все-таки не зря мы работаем. Действительно, еще в 1992 г. мы с коллегами определили приоритетное направление деятельности нашей школы — эстетическое — все, что связано с прекрасным, с преподаванием искусств. Мы создали в школе единую систему обучения, воспитания и развития на основе эстетического направления. И это — авторская идея школы. Важная роль отводится предметам художественно-эстетического цикла и системе дополнительного образования. Мы считаем, что коммуникативная природа искусства с его эмоционально-творческой доминантой способствует созданию творческого коллектива, а становление личности происходит именно в таком коллективе. В этот процесс вовлекается родительское сообщество, различные общественные структуры, таким образом, создается культурно-образовательная среда. Все это способствует не только новому качеству образования, но и рождению новых отношений в атмосфере творческого поиска, сотрудничества, взаимообогащения и радости.
Эстетическое образование как залог культуры несет в себе гуманистическое начало и противостоит вражде, насилию, бездуховности. Красота обязательно пробуждает доброе начало. Нравственность и эстетика идут рядом. Нельзя делать перекос в сторону прагматизма. Мы должны всеми силами развивать эмоциональную сферу ребенка. Приобщение детей к художественному творчеству, к занятиям бальными, народными танцами, театром, цирком, рисованием, пением способствует смягчению нравов детей и предотвращает их огрубение. Кстати, можно ведь применять эстетический подход в преподавании дисциплин, которые считаются точными — это математика, физика, химия. Мне дороги слова Песталоцци: «Конечная цель любого научного предмета заключается в основном в том, чтобы совершенствовать человеческую природу, развивая ее в максимально высокой степени». Поэтому каждый школьный предмет, каждая встреча с учителем, на мой взгляд, должна нести в себе гуманистическое, нравственное, эстетическое, а значит, и духовное начало.
— Российская средняя школа претерпевает постоянные изменения и в начальной школе, и в выпускных классах. Каково ваше мнение о продуктивности всех этих реформ?
— Я за модернизацию в образовании. Реформирование привнесло в российскую школу и новые технологии в обучении, и интегрирование системы образования, и техническую оснащенность. Я двумя руками за современный урок с его практической и деятельностной направленностью, где главной становится личность ребенка. Мне по душе также введение профильного, углубленного изучения предметов с подтекстом ранней профориентации. Я за ФГОСы в начальной школе с акцентом на воспитательную сущность образования, за ЕГЭ с их независимой оценкой. Я только против насаждения этих реформ сверху. Их необходимость должна созреть в глубине самой школы, это длительный и постепенный процесс. Реформы не должны ломать лучшее, что уже создано. Очевидно, что они должны опираться на осознание изменений теми, кому эти реформы суждено воплощать в жизнь.
Нас часто обвиняют в косности, что мы топчемся на одном месте, не идем в ногу со временем. Подстегивать нас нужно, но и доверять необходимо. А с введением реформ на нас посыпался шквал отчетности, мониторингов, нам мешает большое количество бумаг. Раздражение вызывает и то, что уже прозвучало в вопросе — постоянные изменения в деятельности школы. Любое нововведение, на мой взгляд, должно быть тщательно проанализировано и введено с учетом особенностей каждого региона и каждой школы. С другой стороны, человек, выбравший профессию учителя, должен понимать, что учиться нужно всю жизнь. Быть готовым к переменам — суть нашей работы.
— Правильно ли, на ваш взгляд, перенимать европейские стандарты образования?
— Железного занавеса сейчас, слава Богу, нет. Границы стираются, и сегодня мы должны воспитывать Человека мира. Но нельзя не учитывать российского менталитета, особенностей русского характера, традиций, уклада жизни, климата, наконец. Классическая форма образования должна видоизменяться в силу изменения жизни, но не должна разрушаться до основания. Я за то, чтобы наши дети знали английский и другие иностранные языки, но главное — чтобы они не забыли русский.
— Расскажите, в этой связи, об учениках вашей школы, об их успехах и достижениях.
— Я люблю об этом говорить и горжусь нашими детьми. В течение последних пяти лет у нас нет неуспевающих. Качество знаний составляет 42%, иными словами из 550 учащихся 230 обучаются на «4» и «5». В прошлом году у нас было шесть медалистов: золотая медаль у Люды Потемкиной, пять серебряных у Кати Антоновой, Дианы Никифоровой, Насти Бровковой, Маши Левушкиной и Маши Рыжовой. Это дети яркие, талантливые, они проявили себя не только в учебе, но и в творчестве, были активистами школы, управляли советом старшеклассников, занимались общественной работой в нашем районе. Из 28 учащихся прошлого выпуска 16 учеников окончили школу с оценками «4» и «5». Выпускалось у нас два профильных класса — гуманитарный, с углубленным изучением русского языка, и физико-математический, с углубленным изучением алгебры. Шесть человек из этого выпуска пошли в педвуз. Я этим очень горжусь, потому что, на мой взгляд, хорошая школа — та, выпускники которой не разочаровываются в профессии учителя.
В предметных муниципальных олимпиадах от нашей школы участвовало 105 человек. Победителями и призерами стали 13 из них. 300 наших учеников участвовало в международных интеллектуальных играх, мы заняли первое место в районе в игре «Кит». Именные дипломы наши дети получили за высокие показатели в игре «Русский медвежонок». В игре «Золотое руно» ученица 11 класса Ольга Ермакова в прошлом году заняла первое место по России. В системе дополнительного образования из 550 детей у нас занимается 384 человека, 30% из них посещают два-три кружка одновременно. У нас 27 творческих коллективов, из них шесть спортивных. В прошлом году 306 наших детей участвовало в различных конкурсах муниципального, областного и федерального уровня. Мы получили 57 дипломов и грамот, из них 16 — у творческих коллективов и 41 грамота и дипломы — именные. На всероссийском конкурсе «Мы и биосфера» мы завоевали шесть дипломов I и II степени. Во всероссийском конкурсе социальных сочинений Диана Никифорова заняла II место. В республиканском фестивале циркового искусства, проходящем в Домодедово, мы участвуем ежегодно. В прошлом году ученики 9 класса Екатерина Завьялова и Яна Никулина стали лауреатами этого фестиваля.
— В завершение нашей беседы, Татьяна Лазаревна, скажите, пожалуйста, какой у вас жизненный девиз.
— Детям я говорю: «Выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество забирайте с собой все человеческие движения души, не оставляйте их на дороге — не поднимете потом». Что касается себя лично, я очень прониклась творчеством Василия Макаровича Шукшина. Для меня он — художник, которому присуще желание найти ответы на коренные, вечные вопросы жизни. Главным в поле зрения Шукшина всегда был человек. Он писал — и это для меня основополагающе: «Кто бы ни был ты — комбайнер, академик, художник, — живи и выкладывайся весь без остатка, старайся много знать, не жалуйся и не завидуй, не ходи против совести, старайся быть добрым и великодушным. Это будет завидная судьба!»
Ольга Гарина-Покровская
Фото из архива Т.Л.Савченко
Добавить комментарий
Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!