В бою за Сухиничи

Из Книги памяти Московской обл. (т.22-1): Лапкин Иван Васильевич, красноармеец 1093 сп 324 сд. 1905…

В бою за Сухиничи

Из Книги памяти Московской обл. (т.22-1):

Лапкин Иван Васильевич, красноармеец 1093 сп 324 сд. 1905 г.р., с. Синьково Раменского р-на Московской обл. Призван в 1941 г. Раменским РВК. Пропал без вести в декабре 1941 г. в д.Татаринцы Сухиничского р-на Калужской обл.

Евсеев Сергей Арсеньевич, красноармеец 1093 сп 324 сд. 1907 г. рождения, д. Чулково Раменского р-на Московской обл. Призван в 1941 г. Раменским РВК. Пропал без вести в декабре 1941г. в д.Татаринцы Сухиничского р-на Калужской обл.

Нарнов (Нарков) Егор Степанович, красноармеец 1093 сп 324 сд. 1909 г.р., с. Михайловская Слобода Раменского р-на Московской обл. Призван в 1941г. Раменским РВК. Пропал без вести в декабре 1941 г. в д.Татаринцы Сухиничского р-на Калужской обл.

Три бойца. Деревни, где они жили до войны — по Рязанскому шоссе на участке всего-то в 5-6 км. Видно и в военкомат их провожали в один день, и в полк один попали — 1093 стрелковый.

Полк входил в состав 324 стрелковой дивизии, которая в октябре 41-го была сформирована в Чебоксарах. На фронт она прибыла 3 декабря 1941 года и в ночь на 6 декабря заняла исходное положение в юго-восточнее города Михайлов Рязанской области, а уже на следующий день приняла боевое крещение.

Главной ее задачей было наступление в направлении Богородицка Тульской области. 15 декабря 41-го Богородицк был взят и дивизия продолжила наступление. 20 декабря в ходе ожесточенных боев севернее Белева она форсировала Оку и начала продвигаться к Козельску. В ночь с 25 на 26 декабря 1091-й и 1093-й стрелковые полки заняли окраину города. Стремительным наступлением 1-го кавалерийского корпуса Козельск был полностью освобожден. К 30 декабря части дивизии подошли к Сухиничам, а 31 декабря замкнули вокруг него кольцо окружения.

Вот такой путь дивизия прошла до Сухиничей. Когда ее бойцами стали Лапкин, Евсеев и Нарнов, установить не удалось. Ни в каких доступных списках, которые подавали в разное время военкоматы на розыск без вести пропавших, никого из них нет. По этим спискам можно было бы установить дату их призыва, а значит и с определенной долей вероятности — время поступления в дивизию. Ведь не отправляли же их в 41-м на комплектование дивизии в Чувашию. Скорее всего, они поступили на ее пополнение после тяжелых боев в середине — конце декабря 41-го. А может, вообще непосредственно перед боями за Сухиничи.

Об этих боях и, в частности, о бое 1093-го полка в районе п. Татаринец (прим. — Татаринцы), вспоминал в своей книге «В Московской битве: Записки командарма» командующий 10-армией Ф.И. Голиков: «Первейшей нашей целью было освободить Сухиничи. Здесь сходилось три железные и восемь грунтовых дорог. Они вели на Вязьму, Смоленск, Рославль, Брянск, Белев, Тулу, Калугу. Овладев этим узлом, армия и фронт значительно улучшали базирование своих войск и маневрирование их силами.

…Непосредственно к Сухиничам шли главные силы немецкой 216-й пехотной дивизии, которая спешно перебрасывалась из Франции. Как выявилось позднее, общая численность сухинического гарнизона достигала 9 тыс. солдат и офицеров. Основной силой при наступлении на Сухиничи, в силу малочисленности 239-й дивизии, была 324-я стрелковая дивизия. (…).

29 декабря генерал-майор Кирюхин, выполняя приказ командования армии — ворваться в г. Сухиничи с ходу, — создал передовой отряд. Это был стрелковый батальон и батарея 1093-го полка на санях. Он должен был двигаться по маршруту Козельск, Меховое и совместно с соседом справа — передовым отрядом 239-й дивизии — овладеть Сухиничами. В 18 часов того же дня отряд выступил из Козельска. Утром 30 декабря на подходе к Сухиничам он столкнулся с сильным сторожевым отрядом противника, занимавшим д. Татаринец (4 км восточнее города).

… Главные силы 324-й стрелковой дивизии, совершающие марш двумя колоннами, также приближались к Сухиничам. После полудня 30 декабря генерал Кирюхин принял решение захватить Сухиничи ударом всех своих сил, обходя город справа и слева.

Разбить противника на рубеже Клёсово, Татаринец оказалось нелегко. Немцы силой до полка пехоты при поддержке авиации контратаковали наши части. Татаринец переходил из рук в руки. Бой продолжался целые сутки. В ночь под новый год полки 324-й дивизии после упорного боя овладели населенными пунктами Татаринец, Мурдасово (3 км восточнее Сухиничей) и МТС.

Остатки вражеских отрядов отошли в город. Части 324-й стрелковой дивизии в этих боях потеряли 59 человек убитыми, 249 ранеными и 78 пропавшими без вести».

Здесь в воспоминаниях командующего не совсем точные данные. Согласно донесения о безвозвратных потерях 324 дивизии от 7 мая 42-го, только 1093 полк 31.12.41 г. у д. Татаринцы (в книге — Татаринец) потерял пропавшими без вести 264 человека. В этом донесении и Лапкин, и Евсеев, и Нарнов

Никаких средств усиления у наступавших на Сухиничи не было: ни единого танка, ни артиллерии, ни авиации. Уже 2 января во всех батальонах 1093-го полка в строю остался 401 человек. 4 января погиб командир 1093-го полка капитан М.И.Логвинов.

Что же могло произойти с нашими земляками? Они могли погибнуть, могли попасть в плен или госпиталь. Скорее всего, Лапкин 31 декабря погиб.

Нарнов и Евсеев могли быть ранены, через медсанбат другой дивизии направлены в госпиталь и после госпиталя попасть в другие части, но по учету своей дивизии оставаться пропавшими без вести. Такое предположение связано с тем, что в Российском государственном военном архиве (РГВА) хранится карточка «попал в плен (освобожден)» на Нар«к»ова Егора Семеновича и Нар«н»ова Георгия Семеновича, оба 1909 г.р. из Михайловской Слободы, у обоих датой убытия стоит 22.06.1942 г. У Наркова местом службы указана другая дивизия, а у Нарнова место службы не указано. Может в документах пленного имя Егор написали как Георгий? А может это разные люди. Карточки для просмотра недоступны и если есть родственники солдата, им нужно самим сделать соответствующие запросы.

На Евсеева Сергея, только Арсен»т»ьевича, в архивах найдено еще одно донесение о безвозвратных потерях, где он снова числится пропавшим без вести, только как боец отдельного лыжного батальона 30-й Краснознаменной гвардейской стрелковой дивизии. В двух донесениях совпадает адрес и имя его жены — Анна Николаевна.

Во второй раз Евсеев включен в список из 142-х человек, не вернувшихся из танкового десанта 12.12.42.  Был такой десант. В ходе операции «Марс». Цели и результаты этой операции историками оцениваются неоднозначно, поэтому я на них не останавливаюсь. Желающие могут сами найти нужные сведения. Меня интересует десант 12 декабря.

Вот как рассказывает о нем В.Ю.Волков в книге «От Тулы до Курляндского полуострова. По боевому пути 30-й Гвардейской Рижской Краснознаменной стрелковой дивизии»:

Танковый десант

«…Главный удар, по-прежнему, наносился на участке Малое Кропотово, но теперь уже силами 30-й гвардейской дивизии. …Исходные позиции для атаки и подходы к траншеям противника находились на открытой, хорошо просматриваемой низине. Оборонительные же позиции гитлеровцев в районе Малое Кропотово и Подосиновки проходили по гребню увала.

…Попытки выбить противника с рубежа обороны в Малом Кропотово не имели успеха. …Ночью подразделения приводили себя в порядок, эвакуировали раненых, подвозили боеприпасы. На другой день 12 декабря наступление было возобновлено…

Стремясь развить успех, во второй половине дня был выброшен в тыл врага танковый десант под командованием командира лыжного батальона гвардии капитана В. И. Горелова. 24 танка, на броню которых были посажены две роты лыжников, направились в обход Малого Кропотово к полотну железной дороги.

Сминая все на своем пути, танки прорвались через позиции противника, но на подходе к железной дороге натолкнулись на сильную противотанковую оборону. Десант вступил в бой. Орудия противника вели огонь с близкой дистанции. Прямые попадания вражеских снарядов наносили повреждения танкам. К тому же десант нарвался на упрятанные в снегу мины, а лыжники попали под пулеметный обстрел. К вечеру десантники не досчитывали многих бойцов и командиров, а тринадцать подбитых и подорвавшихся на минах танков стояли неподвижно на поле боя. Гвардии капитан В. И. Горелов был ранен еще в начале боя, его удалось отправить в медсанбат. Сейчас же большая часть командного состава вышла из строя. Выбрав выгодную позицию, десант занял круговую оборону. Здесь застала их ночь. …Утром гитлеровцы возобновили огонь по десанту. Были подбиты еще семь танков, а один подорвался на мине».

Конечно же, немцы предприняли не одну атаку, чтобы десант уничтожить. Гвардейцы-лыжники сражались, пока не кончились боеприпасы. На вторые сутки, с наступлением темноты, оставшаяся небольшая группа лыжников в сопровождении трех сохранивших боеспособность танков, прорвалась через позиции противника и в полосе соседней дивизии вышла к своим. На броне танков вывезли своих раненных товарищей. Остальные остались на поле боя. Один из них – Сергей Евсеев.

Вот такая непростая и до конца так и не разгаданная судьба наших земляков, не вернувшихся с войны.

Ищите своих близких!

Копии архивных документов находятся в МУ РамСпас. Тел. 46-50-330 Горбачев Александр Васильевич.

Все материалы по поиску без вести пропавших на сайте http://gorbachovav.my1.ru/

 

Поделиться:

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее