17.02.2012 10:53
После думских выборов прошло два месяца. До президентских осталось всего ничего. Холодная зима проходит в…
В чьих интересах выступает оппозиция?После думских выборов прошло два месяца. До президентских осталось всего ничего. Холодная зима проходит в жарких дебатах, эмоциях.
Даже можно сказать, в сюрреалистическом эпатаже. Какой она запомнится и как будет восприниматься лет через десять? Учитывая, что для истории этот отрезок времени между декабрем и мартом — вовсе не срок, интересно понять, насколько значим он будет для истории. И не слишком ли мы преувеличиваем или, наоборот, преуменьшаем значение событий, происходящих на Болотной, Поклонной, проспекте Схарова, на площадях других российских городов, и роль тех, кто все это организовывает?
Странно, когда вдруг, как по взмаху волшебной палочки, из нафталина вытаскивается Явлинский, которого на публике-то лет пять вообще никто не видел, и вместе с небольшой группой маргиналов во главе с Немцовым и Рыжковым становятся оппозицией. Интересно, что их демарши у памятника Пушкину раньше внимания не привлекали. А здесь армия их сторонников начала расти как на дрожжах.
К ним присоединяются еще несколько человек, в том числе известный в блогосфере Навальный. Образуется инициативная группа, претендующая на статус партии, да еще оппозиционной. В ход идут коммуникационные технологии, и в результате появляется «протестное движение», недовольное результатами выборов.
Организуются митинги так называемой оппозиции с участием десятков тысяч человек. Примечательно, что митинги, на которых участники протестовали против результатов голосования, вдруг резко, буквально в один день, превратились в «антипутинские митинги». Складывается впечатление, что эта замена термина и, следовательно, характера протестных выступлений была четко срежиссирована.
При этом лидеры оппозиции четкостью и слаженностью действий не отличаются. Мало того, ведут себя неадекватно ситуации. Они не сплачиваются вокруг своего лидера, которого, собственно, и нет, хотя разговоры о едином кандидате от оппозиции ведутся регулярно аккурат в каждый предвыборный период. А наоборот, начинают вести себя совсем уж странно. То Немцов материт своих соратников, давая им убийственные характеристики, то Навальный называет всех «баранами». А потом оппозиционеры дружно всем скопом идут в американское посольство на поклон к новому послу. Тем самым укрепляя уверенность многих людей в том, что они и впрямь являются агентами влияния и отрабатывают американские деньги. Но при этом дискредитируют и себя, и все движение.
Кроме того, активисты из оппозиционеров вместо того, чтобы действительно создавать политическую силу, организовывают «Лигу избирателей», Комитет за честные выборы. И в чем тогда смысл их действий, направленных против Путина? Ведь по сути, и лигой и комитетом они только поддержали инициативу Путина, который не просто выступает за честные выборы, а более того — предложил для этого установить на избирательных участках веб-камеры и прозрачные урны для голосования.
В общем, напрашивается мысль: действия несистемной оппозиции бессистемны. А в хаотическом обилии лозунгов только одно: полное отрицание любых компромиссов, взвешенного диалога с властью. Власть — враг, и поэтому она отрицается. При этом веских аргументов, подтверждающих точку зрения протестующих, нет. По идее, эти действия надо воспринимать как либеральную политическую позицию. Есть отрицание, противопоставление, нет конструктивных идей. А ведь протестное движение только тогда становится политической позицией, когда выражает и защищает жизненные интересы людей.
Что бы ни делала власть, все ее инициативы оппозиционеры сразу же подвергают резкой критике. Все лозунги протестующих, направленные против негативных фактов действительности, в конечном итоге концентрируются на личности Путина. И что самое неприятное, не энергию созидания, а энергию разрушения излучают все эти громкие лозунги. Которые, если не вдумываться, кажутся куда привлекательнее, чем конкретные мысли о решении проблем страны.
Здесь кстати вспомнить слова премьера, сказанные на последнем пленарном заседании Госдумы прошлого года: «У нас впереди много факторов неопределенности и риска, а в условиях шторма, бури, кризиса очень важно, чтобы вся команда работала слаженно, чтобы лодка не перевернулась».
А то, что возможно избежать потерь, мы уже видели три года назад. Когда действующая власть не допустила роковых потрясений, связанных с кризисом — и рубль удержала, и рост безработицы. И сейчас, когда Европа находится в глубоком кризисе, кредитные рейтинги стран падают, Россия удерживает свои позиции и противостоит экономическим штормам.
Но, как видим, далеко не всем хочется, чтобы она это испытание преодолела.
Андрей Чистяков
Добавить комментарий
Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!