В гжельских тонах

  В Раменском стартовал проводимый при поддержке врио губернатора Московской области V автопробег подмосковных журналистов…

В гжельских тонах

фото Е. Перетокиной

 

В Раменском стартовал проводимый при поддержке врио губернатора Московской области V автопробег подмосковных журналистов «Ремесленное Подмосковье»

 Развивая подмосковный туризм, хочется иметь у себя что-то такое, от чего у иностранных гостей глаза становились бы шире, а бумажники – уже. И чтобы жители других уголков России могли приобрести что-то на память о Подмосковье, а заодно и порадоваться тому, какие замечательные – и красивые, и полезные изделия их соотечественники создавать не разучились. По городам, где традиции народных промыслов бережно хранятся и приумножаются, и отправились подмосковные журналисты.

 Старт автопробегу был дан в Раменском районе на площадке одного из партнеров Союза журналистов Подмосковья — ГК «Трасса». Познакомившись с его работой, украсив машины флагами и выстроив их в колонну, участники автопробега отправились в Гжель.

Впрочем, знаменитую на весь мир бело-голубую посуду и раскрашенные в такие же тона фигурки выпускают теперь не в одной какой-то деревне или поселке. И даже не на одном предприятии, а на нескольких, расположенных в двух сельских поселениях Раменского района, – Гжельском и Новохаритоновском, глава которого Нина Ширенина первой и встретила кавалькаду автомобилей.

Самое знаменитое и самое что ни на есть историческое предприятие из тех, что выпускают сейчас продукцию, известную всему миру под брендом «Гжель», называется теперь ЗАО «Объединение «Гжель». Переживало оно и расцвет, и развал, и «покупки-перекупки»… Но рассказывать об этом сейчас уже не хочется: как говорится, кто старое помянет…

Нынешний генеральный директор ЗАО «Объединение «Гжель» Николай Дионисиади, изучивший, по его словам, документы времен расцвета гжели «социалистической», говорит, что сегодня предприятие не намного отстает от тех показателей, что были во времена госзаказа.

Сейчас надо добиться государственных льгот, которые имеет каждый народный промысел. Этим сейчас руководство предприятия и занимается. Надо, с одной стороны, следить за спросом – а на его основе и выпускается основная продукция предприятия, а с другой — неплохо было бы и формировать этот самый спрос своими предложениями.

Сам себе художник

Уже сейчас есть что предложить: люди богатые, например, заказывают себе в дома изразцовые печи. Или еще пример: в «гжельских» тонах оборудованы ванные комнаты в «Президент-отеле». Этим тоже занималось ЗАО «Объединение «Гжель».

Журналисты отправились по цехам. Посмотрели все этапы изготовления этой удивительно красивой продукции: как формуют, как обмывают-обтирают, как проверяют, нет ли трещинок, как обжигают… Первый обжиг – восемь часов, потом – роспись. Расписанную фигурку окунают в глазурь и отдают на второй, уже 18-часовой обжиг, после которого она становится будто стеклянной.

— Если на настоящую гжель смотреть – она не матовая, она должна блестеть, как стекло, — рассказывают знатоки.Участники автопробега с удовольствием и азартом отправились на мастер-класс по рос­писи гжельских «котят». Тем более что руководил работой главный художник предприятия – заслуженный художник России Сергей Симонов.

На ЗАО «Объединение «Гжель» – самый богатый музей гжели, и, попробовав порисовать сами, журналисты отправились туда, чтобы увидеть, каких высот в этом деле уже достигли не только профессионалы, но и студенты Гжельского художественно-промышленного института, чьи работы в этом музее тоже есть.

Многим запомнился потрясающий сервиз, состоящий из просто огромного количества предметов, над которыми художник, как нам сказали, трудился три года. Выполнен он, правда, не в традиционном, а в малахитовом стиле – это другая техника обжига, другая краска.

Не доешь – и сказки не увидишь

Следующим пунктом остановки колонны стал опять же музей – Раменский историко-художественный. Здесь от бело-голубых цветов гжели пришлось ненадолго отвлечься и вспомнить детство, глядя, как работает уникальная копия настоящей железной дороги, уменьшенная в сто двадцать раз.

И снова гжель – в музее представлена сборная выставка продукции всех предприятий, «оторвавшихся» от «главного». Сейчас в районе их восемь. Например, ООО «Галактика», выигравшее тендер на производство уникальной детской посуды: это бело-голубые тарелки, внутри которых развиваются сюжеты из сказок. То есть, принимая пищу по очереди из нескольких таких тарелок, разных по размеру и «функциональности», – для салата, для супа и для вторых блюд, — ваш ребенок может «просмотреть» всю сказку.

А созданный еще в 1881 году Гжельский фарфоровый завод, который раньше специализировался в основном на техническом фарфоре, теперь тоже «ударился в творчество». И в результате именно он среди всех гжельских предприятий выиграл в этом году тендер на изготовление продукции для Олимпиады в Сочи.

А у них во дворах…

Следующая экскурсия, на которую отправились участники автопробега, была уникальна тем, что проводил ее… глава Раменского муниципального района Владимир Дёмин. И в автобусе, куда участники автопробега временно пересели из своих автомобилей, чтобы не перегружать улицы города, и у Вечного огня Владимир Федорович рассказывал не только об успехах, но и говорил о проблемах – как о преодоленных, так и о тех, что решаются.

Что касается успехов, то они – налицо! Не верите – приезжайте, побродите по улицам и дворам и позавидуйте. Дворы – это, пожалуй, главная «фишка» раменского благоустройства – то есть здесь занимаются и украшают не только главные городские магистрали, но и дворы.

Журналисты в очередной раз удивились не столько красоте клумб, сколько тому, что «составляющие» этой красоты никто тайком не выдергивает даже ради такой важной и вполне понятной цели, как перенос ее к себе на дачу или, на худой конец, в балконные горшки. Глава района рассказал о том, как сложно было такой «менталитет» перебороть, сколько терпения надо было. Прийти посадить, а наутро обнаружить, что клумба пустая… Посадить опять и… снова убедиться, что все растащено. И так до тех пор, пока то ли красота все-таки разбудила совесть, то ли на дачах и балконах у местных жителей не осталось свободного места.

***

Заканчивался первый день автопробега прогулкой по Раменскому городскому парку, в котором уже сейчас красиво и уютно, хотя работы по его реконструкции еще идут. Директор парка Николай Волков, рассказавший нам о том, каким он в скором времени будет, не мог не вспомнить программу врио губернатора Московской области Андрея Воробьева «Наше Подмосковье. Приоритеты развития», в которой говорилось и о парках, и о развитии туризма, и о народных промыслах – то есть о том, что напрямую связано с темой V автопробега журналистов Московской области. И не случайно, что на этот раз среди его организаторов значатся не только Союз журналистов Подмосковья, но и областные Министерство культуры и Министерство физической культуры, спорта, туризма и работы с молодежью.

Автопробег продолжается. Следующие точки его маршрута – Павловский Посад, Ногинск, Сергиев Посад…

Алексей Сокольский

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее