04.12.2013 09:07
Осенью в КДЦ «Сатурн» состоялся прекрасный, философски-заряженный спектакль Максима Аверина «Все начинается с любви». Роль в подобных проектах для каждого актера значит что-то свое, сугубо личное. Бурные овации и благодарности после окончания спектакля, которые неизменно сопровождают Максима Аверина на всем протяжении его гастрольного тура, показывают, как сильно он любит профессию, зрителей, окружающий мир и как здорово сумел воплотить в жизнь энергию своей любви. Для публики это настоящий творческий подарок.
— Максим, моноспектакль, который вы представили в том числе в нашем городе, называется «Все начинается с любви»… Что он значит лично для вас?
— Это моя возможность самовыражения, ведь актерский век недолог. К сожалению, время бежит, и Ромео я уже не сыграю. Но благодаря такому спектаклю, который постоянно видоизменяется, потому что я здесь сам себе хозяин и могу делать все, что хочу, я расту, я проверяю свои возможности, — все-таки два часа держать публику непросто.
— Это уже профессионализм.
— Да нет, это просто любовь к своей профессии и уважение к публике, которую я действительно люблю и не могу себе позволить халтурить.
— «Все о любви» — не первый ваш моноспектакль, раньше вы успешно представляли и другие.
— Скорее это была искренняя творческая встреча без купюр, где я что-то читал. Когда, так скажем, возник на меня спрос, я поехал по стране и проводил творческие вечера. Но просто сидеть при этом и отвечать на вопросы и записки, мне кажется, это мелко. Чтобы отвечать на вопросы, это надо заслужить. Я с самого детства любил публично читать стихи. Подготовил сначала минимальную программу, потому что боялся, а вдруг стихи – это уходящий в прошлое жанр. А потом понял, что не могу без этого, и сделал спектакль «Музыкальный конвой». Сейчас у меня рождается идея нового моноспектакля, поскольку я хочу иногда быть хозяином своих мыслей, чтобы выразить то, что меня наполняет, что я чувствую, как себя на сегодняшний день определяю, чем дышу и живу. А это сложно – выразить себя. Но это нужно. По-другому не умею. По-другому не хочу и не могу.
— А сценарии своих спектаклей вы пишете сами?
— Да, мне это нравится. Я, правда, никогда не читал публично свои стихи, потому что я слишком хорошо знаю поэзию великих классиков и мне неловко читать свою. Но почувствовать, например, Бродского и выразить свои мысли музыкой его строфы, мне кажется, это тоже важная работа.
— С каким режиссером вам проще работать? Вообще, какими вы предпочитаете видеть коллег, окружающих людей?
— Однозначно мне очень трудно с самим собой, с определением себя. Очень трудно! Потому что я бесконечно «самокопаюсь» и «самосъедаюсь». Мне моря мало – подавай океан, а если есть океан – подавай планету. Мне очень трудно с самим собой, а значит, со мной рядом должен быть человек страстный. Если говорить о режиссере, то он должен быть круче меня, должен быть человеком, за которым я пойду. Лидером, который может за собой повести. Мне трудновато в этом плане. Мне трудно с собой совладать, у меня очень много энергии, и меня надо ограничивать. Я родился в ту эпоху, когда еще работали мастера своего дела, но в основном застал, скорее, эпоху безвременья, когда профессия режиссера по большому счету отсутствует. Это нанятые люди. Не всегда, я не хочу всех обижать! Но чаще всего продюсер диктует, что делать, а режиссер уходит в тень. И от этого я мучительно страдаю и болею.
— Какая роль далась вам труднее всего?
— Любая роль, которая рождается не в муках, означает, что она была не для тебя.
— То есть любая роль дается с какими-то трудностями.
— Любая. Например, в октябре на экраны вышел фильм про подводников под названием «Горюнов», где отражен истинный патриотизм, не номенклатурный и плакатный. Люди без гроша, без счастья и благ ежедневно творят подвиг. Работа над этим фильмом была очень трудной, с пролонгацией, со сложными перемещениями. Но я понял в какой-то момент, что все работало на благо именно для создания роли. И когда я стою в тон-студии «Мосфильма» и озвучиваю этот фильм, понимаю, что не зря были и страдания, и муки. Я вижу себя не просто говорящей головой в телевизоре, а я вижу образ человека. Поначалу даже не узнал себя, думаю, странно – мне только вроде бы 38 исполнится, а на экране есть моменты, когда складывается ощущение, что я намного старше. Я сейчас говорю не о внешности, а именно о глубине образа.
— Можно сказать, что вы состоялись в профессии…
— Нет! Нет! Слово «состоялся» — убийственное слово для актера. Я считаю, что профессия драматического артиста — это та единственная профессия, которая не может определяться словом завершенного прошедшего времени. Потому что, например, артист балета имеет в распоряжении станок для оттачивания движений и может ежедневно проверять на нем уровень своего мастерства. Художнику такую возможность предоставляет рисунок, скульптору – лепка, музыканту – гамма и т.д. Для них это возможность развиваться, набивать руку, оттачивать мастерство. А у драматического артиста нет ни станка, ни партитуры. Его инструмент для творчества – душа, которую он, естественно, должен закалять, воспитывать, мучить, если хотите.
— Что входит в ваши ближайшие планы?
— Как я говорил, у меня родилась идея нового спектакля…
— Но у вас же наверняка несколько идей.
— Да, мне сложно, потому что я разрываюсь от мыслей. С другой стороны, я фаталист. Я прекрасно понимаю: ты не чужую жизнь проживаешь, а свою собственную, и нужно сделать все максимально для того, чтобы твоя работа состоялась на отлично. Но если ты понимаешь, что поезд тронулся и ты туда не запрыгнул, пожалуй, это твоя вина.
— Вы любите путешествовать? Какое место в мире у вас любимое?
— Вы знаете, что у меня есть татуировка?
— Нет. Правда?
— У меня на спине татуировка, я написал: «Мы там, где мы есть». Только вот спины не хватит, чтобы дописать еще одну важную мысль: «И там, где мы есть, — прекрасно».
— В противовес выражению: «Хорошо там, где нас нет».
— Это ерунда. Когда говоришь «Хорошо там, где нас нет», это значит, ты себя обкрадываешь. А когда говоришь: «Мне хорошо», ты наполняешь жизнь смыслом. Я влюбляюсь в каждую страну, где бываю. Влюбляюсь в улочки Парижа и также прекрасно себя чувствую на Кубе. Мне везде хорошо, потому что я готов к восприятию и к радости от восприятия этого мира. Ведь жизнь очень короткая. Озлобиться и скукситься человеку проще, нежели научить себя радоваться жизни. Вообще люди неправильно понимают фразу «Полюби самого себя». Что значит полюбить самого себя? Это стремление любить то, что тебе дается, приумножить знания, возможности. Их у человека огромное количество. Ведь кто-то же до нас создавал атом, кто-то же до нас посылал людей в космос. Кто-то же был в космосе, ну почему вы думаете, что вам этого не дано?! Когда говорят «Плохое настроение», я отвечаю: «Включите паралимпийские игры. Когда вы увидите, как люди, лишенные возможности бегать на двух ногах, — бегут, как люди совершают подвиг над тем жребием, который им уготован судьбой, на что вы жалуетесь? На депрессию? Это все ерунда!»
— Над какими фильмами, ролями сейчас работаете? В каких театральных постановках может увидеть вас зритель?
— Недавно закончилась работа над фильмом «Чарли», где я играю собаку. Идет продолжение третьего сезона сериала «Склифосовский». Сейчас я работаю над новым спектаклем и вскоре приступлю к следующей постановке. Еще мне предложили выступить в легендарном спектакле, не буду пока озвучивать его название, но для меня безумное счастье прикоснуться к этому великому произведению. Это предложение было для меня большим подарком. Ну и, конечно, я буду продолжать гастрольную деятельность, потому что мне приносит огромное удовольствие и радость выходить к своей публике.
— Кому можете сказать спасибо за поддержку?
— Каждый человек, который входит в твою жизнь, пускай даже привнося в нее негативный опыт, — это учитель. Каждого человека, который был в моей судьбе и принес мне счастье или несчастье, я благодарю. Тех, кто для меня очень много значит, благодарю за то, что я стал лучше, воспитываю и пестую себя ради них. Я благодарю своих родителей за то, что они подарили мне жизнь. Я благодарю своих друзей за понимание и душевное тепло. Я благодарю любовь за то, что она была, есть и будет. Благодарю своих учителей за то, что они сделали меня лучше. Благодарю свою публику за любовь, за теплообмен и за эту энергию. И благодарю Бога. Я никогда ничего не прошу у Господа Бога. Думаю, что у Него достаточно просителей. Пускай же у Него будет парень, который просто благодарит Его за все то многое, что Он мне дает: за знания, за возможность идти вперед, за боль, за радость, за все – спасибо…
Ольга Гарина-Покровская
Фото Дмитрия Юханова
Добавить комментарий
Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!