100 лет Российских ВВС

С 10 по 12 августа на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М.Громова, прошли праздничные мероприятия, посвященные…

100 лет Российских ВВС

С 10 по 12 августа на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М.Громова, прошли праздничные мероприятия, посвященные 100-летию Российских ВВС. В программе празднования был наземный показ техники и конечно показательные полеты Российской и зарубежной авиационной техники и демонстрационные полеты Российских и зарубежных пилотажных групп.

В показательных полетах приняли участие «Русские Витязи», пилотажная группа «Русь» и группа Липецкого Центра боевого применения. Из зарубежных гостей были наиболее известные группы это Итальянская пилотажная группа «Фречче Триколори» и пилотажная группа Королевских ВВС Великобритании «Красные Стрелы».

По жуковской традиции празднования Дня авиации, воздушный парад открывали  парашютисты, несшие огромные флаги Российской Федерации, ВВС и Вооруженных сил России.  За парашютистами был проход с дымами фронтовых штурмовиков Су-25, а также проход группы МиГ-29смт, Су-25 и Су-27 — гордости наших ВВС. Самолеты в воздухе были выставлены в виде цифры «100», что красноречиво говорило о юбилейной дате. Надо заметить, что за восемь часов показа перед зрителями прошла практически вся история российской и мировой авиации, начиная от самолета Блерио, сделанного из фанеры и ткани, заканчивая суперсовременным истребителем пятого поколения Т-50 ОКБ им.Сухого и французского «Рафаля». В небо над Жуковским поднимались исторические самолеты ковавшие победу в Великой Отечественной Войне это Як-9, МиГ-3 и Як-3. Самолеты наших союзников Харрикейн, Р-51 Мустанг и другие машины, внесшие свой вклад в разгром фашистской Германии. Одиночные и групповые проходы авиационной техники над аэродромом сменялись одиночным пилотажем современных истребителей и самолетов-раритетов. Их в свою очередь сменяли выступления пилотажных групп. Первыми из пилотажных групп в небо над аэродромом поднялись летчики группы «Русь» на чешских самолетах Л-39 и в течение 15 минут к ним было приковано все внимание зрителей. Группа создана в 1987 г. в Вяземском учебном авиационном центре ДОСААФ.

Можно бесконечно перечислять типы самолетов, приводить исторические факты из истории пилотажных групп, но передать красоту авиационной техники и красоту пилотажа на бумаге практически невозможно. Поэтому я предлагаю нашим читателям вспомнить, что пришлось пережить нашим ВВС за последние двадцать лет.

Ощущение грядущего кризиса в авиации появилось в конце 80-х годов. И это несмотря на то, что поставки новых самолетов и вертолетов в войска осуществлялись в огромных по современным меркам количествах: от 120 до 160 самолетов в год. А уровень подготовки пилотов начал снижаться. Средний налет летчиков резко сократился, практически не осуществлялось скоординированное командование войсками, дислоцированными в позиционных районах в Европе, включая Германию. После распада СССР в 1991 г. начался упадок российских ВВС. Весь европейский контингент войск СССР в срочном порядке был отозван, а затем произошло разделение вооруженных сил между Россией и 14 независимыми государствами. В результате ВВС России унаследовали только около 40 % от общего количества самолетов и вертолетов ВВС СССР. На протяжении кризисных 90-х годов разработок и закупок в интересах войск не велось. Последствия этого ощущаются и сегодня, и выправить положение будет теперь очень тяжело.

После  раздела вооруженных сил количество самолетов в составе ВВС России составило около четырех тысяч единиц — второй после ВВС США показатель боевой численности воздушных войск. При этом Россия стала единственным на постсоветском пространстве государством, располагающим стратегической авиацией. Ситуацию усугубляло тяжелое экономическое положение, ставшее причиной значительного сокращения финансирования Вооруженных сил. Вследствие этого началась деградация летного состава. Так в 1989 г. общий налет ВВС СССР составил около 680 тысяч часов, то уже к 1998 г. этот показатель сократился до 132 тысяч часов. Средний налет на летчика составлял, от 15 до 40 часов в год и это при том, что для поддержания навыков пилотажа необходим ежегодный налет, по меньшей мере, должен составлять сто часов. Для сравнения, средний годовой налет пилотов ВВС США в 90-х годах составлял 270-280 часов.

В 1995 г. произошла полная остановка серийного производства самолетов и вертолетов для российских ВВС, хотя на экспорт техника еще производилась. Так, в 1992 г. ВВС получили 67 самолетов и десять вертолетов, то в 1995 г. — только 19 вертолетов. Реальные закупки авиационной техники начались только в 2002-2003 гг., а масштабные — в 2005 г.

Процесс развала ВВС грозил стать необратимым. За первые десять лет после распада СССР летчики теряли квалификацию, а конструкторские бюро — кадры. В начале 2000-х годов после стабилизации политической и экономической ситуации ВВС России вступили в период улучшения. Если в 2000-2004 гг. средний налет российских летчиков составлял около 20 часов в год, то к концу 2006 г. этот показатель составил 40 часов, а к концу 2007 г. — 65 часов. При этом наибольший показатель налета пришелся на пилотов Дальней авиации, возобновившей патрулирование удаленных регионов России. В 2007 г. средний налет по Дальней авиации составлял 120 часов в год на летчика.

Увеличение финансирования оборонной отрасли позволило возобновить ряд замороженных после распада СССР проектов. В частности развитие получил проект истребителя пятого поколения. Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50, совершил свой первый полет в январе 2010 г. В настоящее время, в программе летных испытаний самолета принимают участие три прототипа. Войсковые испытания Т-50 начнутся в 2013 г., а в 2015 г. стартуют серийные поставки истребителя в ВВС.

В 2011 г. правительство РФ утвердило государственную программу перевооружения на 2011-2020 гг. с объемом финансирования на уровне 23 триллионов рублей, 20 триллионов рублей — на модернизацию Вооруженных сил и три триллиона — на модернизацию оборонно-промышленного комплекса и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Согласно документу, ВВС России должны до 2020 г. получить 1500 новых самолетов и вертолетов, а также провести практически полную модернизацию имеющейся авиационной техники.

Но, к сожалению, несмотря на начавшееся финансирование  ВВС, полное восстановление норм налета и модернизация авиапарка произойдут еще не скоро. Катастрофические последствия 90-х годов Военно-воздушные силы будут ощущать еще не один год. В значительной степени восстановление ВВС будет зависеть от скорости восстановления и модернизации оборонно-промышленного комплекса, пока еще не способного обеспечить достаточно высокие темпы ежегодного производства авиационной техники.

Вот, что пришлось пережить нашей авиации за последние 20 лет. И можно с уверенностью сказать, что прошедший праздник авиации в Жуковском, считается стартовым этапом возрождения авиации в России, по крайней мере, в наших умах. Поясню почему: я более 30 лет прожил в Жуковском, работал в ЛИИ. В городских и институтских традициях всегда было широкое празднование Дня авиации, в городе устраивались гуляния, экспозиция авиационной техники, а самое главное — авиационное шоу на р.Москва.  С середины 80-х празднования становились все менее впечатляющими, а после развала СССР практически прекратились совсем. С началом проведения в Жуковском МАКСа стала возвращаться и традиция празднования Дня авиации, но в рамках Авиасалона и раз в два года. Это первое, действительно грандиозное празднование Дня авиации в Жуковском за последние 20 лет. Возможно, это послужит толчком к ежегодным мероприятиям  по чествованию Российской авиации, так как она всегда была лучшей в мире, и подобные мероприятия позволят поднять статус наших ВВС и авиапромышленности в нашем сознании, наших умах.

Еще хочу добавить, что празднование 100-летнего юбилея Российских ВВС растянулось по времени практически на месяц, это обусловлено тем, что мы живем в великой стране, как по площади так и потенциальным возможностям. 19 августа празднование прошло в Воронеже, а с 7 по 9 сентября к празднованию присоединиться малая авиация. Именно в эти дни на аэродроме малой авиации «Большое Грызлово» под Серпуховым пройдет первый в России авиационный фестиваль. Украшением фестиваля должны стать Российские пилотажные группы, в том числе группа «Русь» которая после выступления должна совершить посадку на аэродроме «Большое Грызлово».

Дмитрий Ратников

Фото Дмитрия Юханова

Поделиться:

Просмотров: 7

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее