Пропали без вести. Похоронены в Риге

  В разное время и в разные части уходили с началом войны наши земляки на…

Пропали без вести. Похоронены в Риге

 

В разное время и в разные части уходили с началом войны наши земляки на фронт. Четверо из них, конечно же, не знали, что уготована им одна трагическая судьба — мученическая смерть в рижском лагере для военнопленных шталаг-350. Все четверо похоронены в Риге на Зайфенбергском кладбище.

В лагерях на территории СССР такого учета военнопленных, как в границах рейха, не было, поэтому зачастую только по лазаретным книгам можно найти их след. Именно по этим книгам и установлена судьба наших земляков.

Сержант Михаил Васильевич Грошков, 1916 г.р., родился в д.Титово. Призван Раменским РВК 6.07.1941 г., служил в ППС 308 ОЗАД (по справочникам это отдельный зенитно-артиллерийский дивизион 259-й стрелковой дивизии). Жена, Татьяна Грошкова, жила: станция Быково, фабрика имени Володарского. Когда и где попал в плен, неизвестно, последнее письмо от него получено 4.09.1941 г. В Книге памяти Московской области числится пропавшим без вести в ноябре 1941 г.

259-я стрелковая дивизия входила в состав 34-й армии, сформированной в июле 1941 г. 18 июля армия была включена в состав фронта Можайской линии обороны и занимала рубеж западнее г.Малоярославец. 30 июля переподчинена Резервному фронту, а 6 августа передана Северо-Западному фронту. В августе 1941 г. армия участвовала во фронтовом контрударе в районе Старой Руссы, активными действиями способствовала выигрышу времени для усиления обороны Ленинграда. В сентябре-октябре 1941 г. под ударами подошедших резервов противника ее войска были вынуждены отойти сначала к реке Ловать, затем на рубеж 30 км восточнее Демянска, который удерживала до конца года. Сейчас трудно сказать, где был взят в плен сержант Грошков, все бои были тяжелыми.

Его лагерный номер — 106154. В лазарет для военнопленных помещен 1.12.1941; а уже 8.12.1941 в 9.45 умер. Причина смерти — сепсис.

Сержант Виктор Петрович Зайцев, 1923 г.р., уроженец Егорьевского района. Призван Раменским РВК 12.01.1942 г., служил в 364-м стрелковом полку 139-й стрелковой дивизии. Числится пропавшим без вести в октябре 42-го, а последнее письмо получено родными 17 июня. Его мать, Евгения (отчество неизвестно), жила в г.Раменское, ул.Красноармейская, д.17.

Дата и место пленения Зайцева неизвестны. Можно только предположить, что произойти это могло в ходе Ржевско-Сычевской операции — с 30 июля по 23 августа 1942 г., где начала боевые действия 139-я стрелковая дивизия 3-го формирования. Только в начальный период этой операции потери Красной Армии составили почти 200 тыс. человек. Возможно одним из них был и сержант Зайцев.

До этого дивизия уже дважды была уничтожена. Первый раз в окружении под Уманью (Киевская оборонительная операция) и второй раз (второе формирование) также в окружении в ходе Вяземской оборонительной операции (оборонительная фаза Битвы за Москву). В третий раз дивизия формировалась в декабре 1941 г. в Чебоксарах, в связи с чем ее личный состав более чем на 70% состоял из чувашей.

В шталаге-350 Зайцеву присвоен лагерный номер 122592. Дата помещения в лазарет — 16.05.1943 г. Умер 25.05.1943 г. от туберкулеза.

Солдат Федор Аборенков (Аборенко), родился 22.07.1900 г., служил в 7-й стрелковой (бывшей моторизованной) дивизии. Ближайшая родственница — Мария Аборенко из дер.Пласкинино.

В Книге памяти Московской области сведений о нем нет. Когда попал в плен, неизвестно. 7-я дивизия вступила в войну 07.07.1941 г., заняв позиции у Казатина. В дальнейшем обороняла Прилуки, была оттуда выбита, а в сентябре 41-го уничтожена в Киевском котле. Но судя по лагерному номеру «882», в шталаг-350 Аборенков поступил в числе первых партий заключенных в июле 41-го, т.к. лагерь начал функционировать уже в июле, после взятия немцами Риги 1.07.1941 г.

В лазарет был помещен 21.11.1941 г., а в 15.00 24.11.1941 г. умер от дизентерии.

Солдат Иван Николаевич Краюхин, в документах пленного 1919 г.р., а согласно спискам военкомата, родился в д.Фомино в 1915 г. Призван Бронницким РВК 24.06.1941 г. В какой части служил и когда попал в плен, неизвестно. Числится пропавшим без вести в феврале 1942 г. Дома осталась жена Татьяна, которая жила в д.Никулино Бронницкого района. Имел лагерный номер 61461. В лазарет помещен 28.12.1942 г., умер в 14.00 12.02.1943 г.. Причина смерти: туберкулез.

Что же известно о шталаге-350?

Напомню, что лагеря для военнопленных делились на пять категорий: сборные пункты, пересыльные лагеря, постоянные лагеря, основные рабочие лагеря и малые рабочие лагеря.

Сборные пункты создавались в непосредственной близости к линии фронта или в районе проводимой операции. Здесь шло окончательное разоружение пленных, составлялись первые учетные документы. Следующим этапом движения пленных были пересыльные лагеря (дулаги), обычно располагавшиеся вблизи железнодорожных узлов. После первоначальной сортировки пленных отправляли в лагеря, имеющие, постоянное месторасположение в тылу, вдали от военных действий — шталаги для солдат и сержантов, офлаги для офицеров. Как правило, все лагеря различались по номерам. Римские цифры давались лагерям, расположенным на территории рейха и соответствовали номеру военного округа, на территории которого они были размещены. Арабские номера получали лагеря на оккупированных территориях.

Лагеря типа «Шталаг» были базой для сети основных рабочих лагерей, ему подчиненных. Последние имели по нескольку тысяч узников и отличались друг от друга буквами, добавляемыми к наименованию главного лагеря.

Шталаг-350 располагался в г.Риге на ул.Пернавас. Только в Риге он имел более 10 отделений. Отделением шталага-350 был и печально известный Саласпилс «Шталаг-350/Z».

Условия в лагере были самые ужасные: здания без окон, не отапливались. Поначалу сюда поместили 10 000 военнопленных, которых содержали в двух казармах, офицерском клубе и конюшне. Большая часть заключенных в любую погоду оставалась под открытым небом. Спасаясь от холода и дождя, пленные выкапывали подручными предметами (ложки, котелки и пр.) себе неглубокие ямы. При наступлении зимы наскоро были сколочены 10 бараков, без какого бы то ни было отопления и с дырявыми крышами. Нары были трех или пятиярусные, которых все равно всем не хватало. Это была настоящая фабрика доведения людей до смерти.

Раненых и больных военнопленных содержали в госпитале на ул.Гимнастикас, 1 и в психиатрической клинике на Виенибас гатве, 87. Живым отсюда практически никто не выходил.

В госпитале по ул.Гимнастической находились в основном хирургические больные, а в отделении «Шенфельда» — инфекционные больные — тифозники, дизентерики, туберкулезники и др.

В госпиталь военнопленные прибывали в основном из Шталага-350, где болели тифом, голодным поносом, дизентерией и туберкулезом. Что ожидало прибывших в этот госпиталь? Этим людям приходилось жить в антисанитарных условиях, голодать и испытать зверское отношение охраны. Отсутствовали постельные принадлежности в зимних условиях, по 2-3 недели больные накрывались одной шинелью, спали на полу, ходили почти голые, в одних рубашках, редко кто получал кальсоны. Из-за отсутствия дезокамеры, которая была установлена только в 1942 г., вшивость была невероятная… Многие из помещений были с выбитыми окнами, поэтому в них был постоянный сквозняк и холод.

Ежедневно здесь умирали 60-70 человек. Умерли в этом «госпитале» и наши земляки.

В настоящее время воинское братское кладбище и братская могила гражданских лиц находятся в Риге на ул.Грауду (Graudu), между домами по ул.Мисас (Misas) и автомобильной стоянкой по ул.Саулкалнес (Saulkalnes), недалеко от Зиепниеккалнского кладбища (Ziepniekkalna kapi). От ул.Грауду до кладбища ведет пешеходная дорожка (около 100 метров). До кладбища можно добраться на троллейбусах №№19 и 24.

В немецких источниках кладбище обозначалось как Зайфенбергское (Seifenberger Friedhof). Латышское название соответствует немецкому.

На памятной плите имеется надпись: «Здесь похоронены воины Советской Армии, замученные в лагерях военнопленных в период оккупации г.Риги немецко-фашистскими захватчиками в 1941-1944 гг. Слава воинам, павшим за свободу и независимость нашей Родины»! Захоронение поддерживается в хорошем состоянии.

На братском кладбище похоронены 14000 советских воинов, погибших в нацистском плену в 1941-1944 гг. Известны имена 1091 человека. Возможно, и среди безымянных есть еще наши, раменские. Но о них мы уже не узнаем никогда.

Все они не пропали без вести. Они пали за Отечество.

 

Поделиться:

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее