Ершов из Вереи. Похоронен в Вартше

Из Книги памяти Великой Отечественной войны: «Ершов Владимир Григорьевич род. в 1924 г. в Москве….

Из Книги памяти Великой Отечественной войны:

«Ершов Владимир Григорьевич род. в 1924 г. в Москве. Рядовой 1263 сп 381 сд. Умер от ран 29.3.1945 г. в ЧППГ №2226. Похоронен в Польше».

Из донесения о безвозвратных потерях 1263 Краснознаменного стрелкового полка 381 Ленинградской Краснознаменной стрелковой дивизии:

«Ершов Владимир Григорьевич, сержант, телефонист, 1924 г.р. Уроженец: Москва, Ленинградская ж/д, станция Удельная. Призван Ровенским РВК Московской обл., 1942 г. Убит 27.03.45 г., похоронен: развилка большаков, д.Боргфельд, что юго-западнее г.Ора — 4 км., могила 15. Мать, Ершова Александра Алексеевна, ее адрес: Москва, Ленинградская ж/д, станция Удельная, д.Верия».

Сразу стоит обратить внимание на ряд неточностей и ошибок, допущенных писарем. Адрес записан как «Москва». Такие ошибки встречались и раньше, если место жительства привязывалось к железнодорожной станции. Кстати, по этой причине в Книге памяти Ершов и записан как москвич. Но железная дорога, на которой находилась ст.Удельная в войну называлась Ленинской, а не Ленинградской. Название деревни также записано с ошибкой – это Верея. С ошибкой записан и военкомат.

Из донесения о безвозвратных потерях сержантского и рядового состава в госпиталях 2-й Ударной Армии:

«Ершов Владимир Григорьевич, рядовой 1263 сп, стрелок, 1924 г.р. Уроженец: Москва, Ленинградская ж/д, станция Удельная, д.Верья, д.34. Призван Ровенским РВК в 1944 г. Ранение в область спины. Поступил 28.03, умер от ран 29.03. Похоронен: Польша, лес вост. д.Воршт, мог. 2. Мать, Ершова Александра, жила по адресу: Москва, Ленинградская ж/д, станция Удельная, д.Верья, д.34».

И снова неточности писаря, скорее всего, перенесенные из других донесений. Но добавлена и своя ошибка – место захоронения д.Воршт. Вы не найдете такую деревню на карте, ее правильное название – Вартш (польское написание — Warcz, немецкое – Wartsch).

Из Книги погребения 2226 ХППГ (хирургический полевой подвижный госпиталь):

«Ершов Владимир Григорьевич, 1263 сп, красноармеец, стрелок, 1924 г.р. Уроженец: Московская обл., Ленинградская ж/д, станция Удельная, д.Верея, д.34. Призван Ровенским РВК. Похоронен 5.04 в могиле 2, Польша, Данцигское шоссе, 1 км. восточнее д.Вартш в лесу. Мать, Ершова Александра, жила по адресу: Московская обл., Ленинградская ж/д, станция Удельная, д.Верея, д.34».

В этом последнем приведенном документе госпиталя самая достоверная информация. Могу предположить, что 27 марта 1945 г. Ершов был тяжело ранен и по документам полка прошел как захороненный в д.Боргфельд, то есть в районе непосредственного ведения боевых действий полка. Следует учесть, что Владимир был телефонистом и мог быть ранен при восстановлении поврежденных линий связи, то есть не сидя в окопе, где его видели другие бойцы, а без свидетелей. Погибших хоронили в братских могилах недалеко от района боев, и изувеченное до неузнаваемости тело так же, без свидетелей, погибшего другого солдата, захоронили под его фамилией. Не исключаю, что тот другой и сейчас числится пропавшим без вести, и никто уже не узнает его имени.

Ершова могли подобрать солдаты другого полка и даже другой дивизии. Они доставили его в ближайший медсанбат, откуда, с учетом тяжести ранения, он был эвакуирован в госпиталь, куда и поступил на следующий день, 28 марта. 29 марта Владимир Ершов умер от ран. В лесу восточнее д.Вартш были развернуты три медучреждения – 92-й эвакопункт, 633-й полевой подвижный госпиталь и 2226-й хирургический полевой подвижный госпиталь. У них было одно место захоронения – лес ближе к д.Вартш. Там в братской могиле 2 и был похоронен Ершов 5 апреля 1945 г. Видимо, погода была еще морозная, и умерших хоронили не сразу, а когда их накапливалось определенное количество.

Совсем молодой парень. Сколько ему было лет? Дата рождения неизвестна, значит, 20-21 год. В одном донесении записано, что он был призван в 1942 г., в другом – в 1944 г. И тот, и другой год возможны, а значит, вся его молодость была войной. Как жаль, что он не дожил до Победы. Не дожил всего полтора месяца!

Он вернулся бы героем, потому что его грудь украшали бы орден и медаль, причем самая почитаемая у бойцов – «За отвагу».

Из приказа по 1263-му стрелковому полку 381-й стрелковой Ленинградской Краснознаменной стрелковой дивизии от 23 января 1945 г. №04/н:

« От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР награждаю: медалью «За отвагу»:

…8. Телефониста роты связи красноармейца Ершова Владимира Григорьевича за то, что он под огнем противника устранил 12 порывов телефонного кабеля, чем и обеспечил бесперебойной связью КП полка с КП 1 стрелкового батальона.

1924 г.р., русский, беспартийный. В РККА с 1942 г., призван Раменским РВК Московской области. В Отечественной войне с 1942 г. Ранений и наград не имеет».

Вот теперь точно известно, что воевал Ершов с 1942 г., то есть ушел на войну 18-летним.

Для человека далекого от военной службы, от алгоритма ведения боя, наверное, будет не совсем понятно, что же такого солдат совершил? Ну, скрутил оборванные провода.

Связь – это нерв армии. Так было написано на одном из плакатов в полку, где я служил. И это не преувеличение. Связь – это материальная, техническая часть управления войсками. Одна из важнейших его частей.

Бой не проходит по заранее намеченному плану. Сопротивление противника рождает ситуации, требующие от командира принятия немедленных решений и немедленного их исполнения. Именно связь — радио и телефонная — позволяет командирам управлять войсками, особенно в условиях экстренного реагирования на изменение обстановки. Вот поэтому в ночь перед началом войны и первые ее дни немецкие диверсанты валили телефонные столбы, резали провода связи, уничтожали радиостанции. Отсутствие связи стало одной из причин тех глобальных катастроф и поражений, которые привели к образованию огромных котлов, где сгинули сотни тысяч наших солдат и командиров. Соседние части не знали обстановки, не знали, кто и с какой задачей воюет рядом, им самим не ставились задачи. Командование армий и фронтов зачастую не знало, где находятся их дивизии. На их поиск отправлялись так называемые делегаты, но, даже найдя эти дивизии, они передавали им приказы, уже не соответствующие обстановке. Разрозненность действий наших войск позволяла немцам совершать те стремительные прорывы вглубь нашей обороны, приводящие к окружению целых армий.

Связь организуется «сверху вниз», то есть дивизия обеспечивает связь со своими полками, полки — со своими батальонами. Значит, Ершов служил в роте связи полка и в бою обеспечивал связь с одним из батальонов. Обычно о связисте и не вспомнят, пока связь есть, если же она пропадает, то на его голову сыплются и обещания наград, и самые страшные угрозы. Командир становится как бы глухонемым, он не может получать информацию для принятия решений и не может эти решения доводить до исполнителей.

Чаще всего связь прерывалась от разрывов полевого кабеля снарядами и минами противника, но и свои танки могли намотать на гусеницы десятки метров кабеля. И тогда телефонист вешал на плечо одну-две катушки с кабелем и один или с помощником уходил по кабелю для устранения обрыва. Телефонист не имел права ждать, когда стихнет артиллерийский или минометный обстрел. Он должен был восстановить связь немедленно. Он мог погибнуть от осколков, от пуль, а зачастую разведгруппы противника резали кабель и ждали связистов, чтобы взять их в качестве языка.

Телефонист выдвигался вперед с корректировщиком огня нашей артиллерии и сам становился мишенью. Телефонист шел с передовым отрядом при форсировании рек и захвате плацдарма, протягивая кабель с плотов или лодок по дну реки, а зимой — по льду, проваливаясь в полыньи. Если же связь рвалась, он снова и снова под жесточайшим огнем возвращался назад, устранял обрыв или тянул кабель заново. Это была его военная работа, и она была не менее тяжелой и опасной, чем у тех, кто встречал врага в окопе, да и в качестве пехоты им также приходилось воевать. Значит, свою работу Ершов выполнял хорошо, раз был награжден медалью, которой удостаивались бойцы только за личное мужество и отвагу.

Приказ о награждении подписан 23 января. В это время в составе 2-й Ударной армии 381-я дивизия участвовала в Млавско-Эльбингской наступательной операции 14-26 января 1945 г., в ходе которой были разгромлены две армии вермахта и блокирована группировка немцев в Восточной Пруссии.

11 марта войска армии взяли Диршау и вплотную подошли к Данцигу (совр. Гданьск, Польша). С 14 марта развернулось наступление на Данциг. 98-й стрелковый корпус, в состав которого входила 391-я дивизия, наступал на город с востока. Немцы отклонили ультиматум о капитуляции, и на подступах к городу, в самом городе завязались ожесточенные бои. В ходе этих боев и был ранен уже сержант Владимир Ершов. После смерти он был представлен к награде.

Из наградного листа: «Ершов Владимир Григорьевич, сержант, нач. направления линейного взвода роты связи 1263 стрелкового Краснознаменного полка 381 стрелковой Ленинградской Краснознаменной дивизии. Представлен к награждению орденом «Слава III степени». 1924 г.р., в Отечественной войне с 1943 г., в Красной Армии с августа 1942 г. Призван Ровенским РВК Московской обл. (адрес семьи скрыт в соответствии с действующим законодательством).

Краткое описание подвига: Тов. Ершов в боях с немецкими захватчиками на подступах к г.Данциг с 17 по 27 марта 1945 г. показал исключительное мужество и личную отвагу.

Работая начальником направления он обеспечил бесперебойной связью командира батальона с командиром полка.

За время боев он под огнем противника устранил 28 порывов телефонного кабеля.

Кроме того, участвуя в отражении контратаки противника 20 марта 1945 г. огнем своего автомата уничтожил 3 гитлеровцев.

Достоин правительственной награды ордена «Слава 3 степени».

20 апреля 1945 г. представление подписал командир 1263-го стрелкового полка подполковник Фирсанов. Командир 381-й дивизии генерал-майор Якушов решил, что сержант Ершов достоин более высокой награды и своим приказом №025-н от 23.4.1945 г. наградил его орденом Красной Звезды.

Знает ли об этом его семья?

Сейчас захоронение советских воинов в Вартш существует, там похоронены 530 человек, известных только 95. Надпись «Ершов В.Г.» на могильной плите есть. По моей просьбе фото захоронения выслал поляк Войцех Бещински, который всегда оказывает бесценную помощь в поиске погибших и похороненных в Польше наших воинов. Спасибо ему!

Ищите своих близких!

Копии архивных документов находятся в МУ РамСпас. Тел. 8-496-46-50-330 Горбачев Александр Васильевич.

Все материалы по поиску без вести павших на сайте http://gorbachovav.my1.ru/

Поделиться:

Просмотров: 6

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее