Город-сад

Итак, история поселка Кратово началась в 1898 году, когда на 38-й версте железной дороги у…

Город-сад

Итак, история поселка Кратово началась в 1898 году, когда на 38-й версте железной дороги у новой платформы Прозоровской, в местах малообжитых, с необыкновенной скоростью стали подниматься дачи, ведь добираться сюда из Москвы стало теперь очень удобно.

Напомним, что председателем Общества Московско-Казанской железной дороги был в то время Н.К. фон Мекк. Будучи хозяином рачительным и дальновидным, он хорошо понимал, что наибольшую отдачу от рабочих и служащих можно получить лишь тогда, когда они получают достойную зарплату, когда устроен их быт. Рабочих и служащих он находил не только на месте, но и привозил с других железных дорог. Всем им требовалось жилье. В Москве же с жильем было трудно, земли под постройку стоили очень дорого. Так родилась идея создания поселка для железнодорожников в пригороде.
У князя А.А.Голицына-Прозоровского, с которым фон Мекк водил дружбу, Общество приобрело участок земли площадью 677 десятин (680 га). Участок простирался от полотна железной дороги и до Москвы-реки.
Проект Города-сада был заказан гражданскому инженеру Владимиру Николаевичу Семенову, а для разработки проектов сооружений были приглашены архитекторы А.В.Щусев, А.И.Таманян, А.П.Иваницкий, Н.Г.Буниатов.
За основу был взят план Города-сада английского архитектора Говарда. Но надо сказать, что В.Н.Семенов внес в этот план столь существенные изменения, что план получился совершенно оригинальным.
Владимир Николаевич в своей книге «Благоустройство городов» писал: «Приступая к выработке плана новой части города или города совершенно нового, планировщик должен изучить все условия и рассмотреть вопрос со всех возможных сторон. От общественного деятеля он услышит историю развития города, распределение населения, его густоту, его потребности; экономист укажет те отрасли промышленности, которые имеют шансы на будущее развитие; землемер покажет рельеф местности и инженер поставит свои специальные требования. Все это впитать и переработать должен планировщик, объединить общей системой, вдохнуть душу живую, сделать весь город организмом цельным и гармоничным. И если искусство значит хорошо сделать то, что надо сделать, хорошо спланированный город будет истинным произведением искусства».
В основу плана положены классические три луча, которые берут свое начало у главного въезда в поселок — станции железной дороги.
Центральный луч (шириной 30 сажен) — улица-бульвар, улица-парк, декоративная улица, она должна была связать привокзальную и центральную площади города. На центральной площади предполагалось разместить Административное здание и здание общественного собрания с театром, читальней, библиотекой и лекционным залом, а также банк.
Боковые улицы-лучи и полукольцевая улица (15 сажен) — это улицы-артерии; они расположены так, чтобы по ним осуществлялось сквозное движение по всем направлениям, давая возможность соединить основные центры города — его муниципальный театр, вокзалы, выход к Москве-реке и пруду на реке Хрипанке. Эти улицы предназначались для трамвайного движения, дабы обслуживать главнейшие учреждения поселка — церковь, больницы, школы, баню и пр. Трамвайные пути предполагалось покрыть газоном. Достоверных сведений нет, но среди старожилов бытует мнение, что трасса Малой детской железной дороги не что иное, как преобразованные трамвайные пути.
Третий класс улиц (10 сажен) — это второстепенные артерии.
И, наконец, улицы шириной 6 саженей при мостовой 2 сажени, они расположены таким образом, чтобы сквозное движение по ним было минимальным. Форма их по большей части неправильная, что способствует их живописности и вместе с тем дешевизне, так как при их прокладке максимально учтен рельеф местности.
Как улицы, так и площади поселка предполагалось покрыть асфальтом по бетону. Проезжая часть улиц была невелика, но зато много места отводилось под кустарники, деревья и газоны.
Распланированный таким образом поселок должен был строиться просто, без излишеств, но рационально и по последнему слову техники. Система канализации, которая, к слову сказать, действует и до сих пор, была спланирована таким образом, чтобы сток осуществлялся за счет разности уровней. Глубина канализационных колодцев доходила до 8-12 метров, а сами трубы были изготовлены из дуба. Водоснабжение осуществлялось от водонапорной башни по трубам из высококачественного чугуна.
Строительство Города-сада планировалось осуществить в две очереди. В 1914 году часть работ была проведена. В основном это были работы по освоению и подготовке территории, регулированию реки, водоснабжению. Начали возводиться жилые кварталы, больничный городок и церковь. Полностью воплотить в жизнь план Города-сада для железнодорожников так и не удалось — помешала Первая мировая война, с ее началом все строительные работы прекратились.
Продолжение следует.
Читайте далее: жилые кварталы города-сада, церковь Казанской иконы Божией Матери.

Поделиться:

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее