19.10.2020 13:51
Вы знаете, что такое винт Архимеда, камера-обскура или багдадские батарейки? Все эти загадочные вещи и…
Вы знаете, что такое винт Архимеда, камера-обскура или багдадские батарейки? Все эти загадочные вещи и еще много интересного хранится в интерактивном музее Удельнинской гимназии «Эксплораториум». Здесь ученики пятых и шестых классов открывают для себя мир физики, закономерностей и явлений природы. Занятие у пятиклассников в «Эксплораториуме» ведет учитель физики и астрономии Мария Пчелкина. Ребята еще не начали изучать физику в школе, но здесь у них пробуждается интерес к этому предмету.
В 2020 г. Мария Пчелкина стала лауреатом областного конкурса «Учитель года». Она — в пятерке лучших учителей Московской области. О том, как преподавать предмет, чтобы его полюбили дети, она рассказала нашей газете. Готовя интервью, я побывала на занятиях, которые ведет Мария Пчелкина. Это было настолько увлекательно, что захотелось снова вернуться в школьные годы. Подумалось: «Как же повезло ребятам, что у них есть такой учитель!»
— Мария Анатольевна, расскажите о том, как вы пришли в педагогику?
— Я никогда не планировала быть учителем. Поступила на физический факультет МГУ, потом в аспирантуру, занималась научной деятельностью. Но все же, судьба посылала мне весточки: учась в лицее, я вела открытые уроки по литературе, в десятом классе занималась репетиторством, а позднее преподавала русский язык иностранцам. И знаете, поняла, что у меня получается объяснять сложные вещи простыми словами. И вот, с 2008 г. я преподаю в Удельнинской гимназии.
Столь высокая оценка на конкурсе «Учитель года» — это результат долгих лет работы всей нашей команды. Когда я пришла в гимназию, меня окружили заботой наставники — директор Удельнинской гимназии Наталья Алексеевна Арюлина, учитель физики Наталья Викторовна Андреева, Геннадий Григорьевич Никифоров — наш куратор и идейный вдохновитель, сотрудник Института развития стратегии образования.
Вместе с учителями физики школ №№23, 19, 12, 5 Раменского округа мы являемся участниками экспериментальной площадки по обновлению методики преподавания физики на основе научного метода познания. Мы воспитываем в учениках стремление к самостоятельному эксперименту. И такая совместная деятельность дает нам возможность развивать нашу методику. В общем, как сказал Ньютон: «Если я видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов». За моей спиной команда. Без учителей, наставников, коллег никогда не сложилась бы та система, в которой я работаю, и которая меня вдохновляет.
— В гимназии действует «Эксплораториум», расскажите, что это такое?
— Это идея Натальи Алексеевны Арюлиной. Сейчас много есть интерактивных музеев и за рубежом и в Москве — «Экспериментаниум», «Живые системы» и другие. И в гимназии мы создали нечто подобное — это одновременно и музей, и площадка для исследовательской работы. Здесь мы проводим курс «Научные развлечения» для пятых-шестых классов, занимаемся проектами со старшими школьниками, чьи изделия и изобретения пополняют музей.
В «Эксплораториуме» многое сделано руками ребят: камера-обскура, колесо на резиновых спицах, винт Архимеда, бесконечный колодец, приборы для измерения давления, пульса, ритмов сердца. Это результаты нашей проектной деятельности.
— Расскажите подробнее про «Научные развлечения».
— Вместе с Наталией Викторовной Андреевой мы разработали и ведем авторский курс внеурочной деятельности «Научные развлечения» для пяти-шестиклассников. Мы убеждены, что это необходимо, потому что в современном естественнонаучном школьном образовании есть пробел в пятых-шестых классах: «Окружающий мир» уже закончился, а физика и химия еще не начались. И мы решили восполнить этот пробел. «Научные развлечения» — мероприятие, которое проходит не в формате урока. Мы не ведем записей в тетрадь, никаких домашних заданий — это живое общение с детьми на тему явлений природы. Таким образом ребята знакомятся с физикой в увлекательной форме.
— А потом вы встречаетесь с ними в седьмом классе, и они, наверное, уже по-другому относятся к предмету?
— Да. Когда мы начинаем изучать физику, они вдохновлены. Конечно, теперь им приходится и немало потрудиться: учить формулы, решать задачи. Но они это делают с большим интересом — яркие впечатления, исследовательский дух, которые они вобрали в себя на курсе «Научные развлечения» помогают им в освоении предмета.
— Вы говорили, что ребята со своими проектами участвуют в различных конкурсах.
— Да. Удельнинская гимназия — постоянный участник регионального конкурса экспериментальных и исследовательских работ «Архимед», всероссийского конкурса «Лестница наук». В 2020 г. «Архимед» проходил четвертый раз. Наши ученики всегда занимают в нем призовые места, а мы с Наталией Викторовной входим в состав жюри , что дает нам колоссальный опыт и вдохновение новыми идеями. Кроме того, один из проектов ребят — адаптометр, был представлен на международном саммите юношеских разработок в Японии в 2019 г.
— В чем, по-вашему, заключается успех учителя?
— Мне кажется цифры, статистика по баллам ЕГЭ, по поступлению в вузы — это не самый главный показатель. Для меня самое важное, если мой урок сделал человека более счастливым, помог ему шагнуть вперед, преодолеть себя. На самом деле дети всегда ценят это ощущение радости, когда они вырастают над собой, когда они что-то узнали, когда было интересно. Мы вместе растем, вместе что-то изучаем и посредством такой деятельности и осуществляется воспитание.
И если я понимаю, что через каждодневный труд, общение, через свой предмет смогла пробудить у ребенка тягу к науке, к исследованиям, создать условия для развития его личности, то для меня лучшей награды и не может быть.
Яна Гарбузова
Фото автора
Добавить комментарий
Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!