Михаил Задорнов: «Я хочу показать людям, где все-таки свет»

В Раменское нередко приезжают известные, выдающиеся люди. И тогда КДЦ «Сатурн» атакуют толпы жителей города,…

Михаил Задорнов: «Я хочу показать людям, где все-таки свет»

В Раменское нередко приезжают известные, выдающиеся люди. И тогда КДЦ «Сатурн» атакуют толпы жителей города, стремясь заполучить место поближе к своему любимцу. В свою очередь, мы преподносим зрителям возможность узнать о любимом артисте больше. На этот раз нам посчастливилось побеседовать с юмористом, которого вот уже 25 лет любит и почитает половина земного шара. Другая половина, живя в тропических лесах, о нем, видимо, просто не знает. Шутка, в которой есть большая доля правды. Перед концертом в «Сатурне» мы поговорили с Михаилом Задорновым, человеком острейшего ума и неимоверного интеллекта, собеседником он оказался наиприятнейшим.

— Михаил Николаевич, вы впервые в Раменском?

— Я бывал тут раньше. Даже помню это здание: где — кулисы, где — гримерная. Сам сюда зашел, без проводника.

— Вы так по-домашнему себя здесь чувствуете.

— Я же в сущности своей путешественник. С одним рюкзаком путешествую по всему свету. Я самостоятельный.

— Вам нравится наш город?

— Честно говоря, я чаще бывал в Жуковском, в ЦАГИ. Я окончил авиационный институт, и во времена, когда работал на кафедре, у нас с ЦАГИ было тесное сотрудничество.

— Кто из коллег по цеху вам более близок?

— Не могу ответить односложно. Однажды в Московском авиационном институте я увидел выступление Леона Измайлова. Тогда он еще был Леон Полек. Он оканчивал этот институт, а я был студентом. Мне так понравилось, как он выступал, как он читал свои рассказы! Он уже тогда начал писать и печататься в «Литературной газете». И вот когда я впервые увидел его выступление, подумал: «О, и мне бы так!» И пошел к нему в кружок — он собирал коллектив авторов Дома культуры МАИ. Мне очень хотелось научиться выступать, как он. А потом я однажды попал на закрытый вечер Михаила Жванецкого. Тогда наша страна еще не знала Жванецкого, он был известен только узкому кругу. Я был им восхищен! Даже не думал никогда, что такой юмор возможен в литературе.

На протяжении многих лет я, знакомясь с талантливыми людьми, старался научиться делать то, что умеют они. Например, мне очень нравились пьесы Горина. Очень долго я работал с Евгением Вагановичем Петросяном, писал для него рассказы,и это тоже была отличная школа мастерства.

Также я был знаком с Аркадием Хайтом, и он многому научил меня в эстрадном жанре. Мы с ним ездили вместе на заграничные выступления. Он, наверное, был самым остроумным автором на эстраде. Ведь это он придумал волка в мультфильме «Ну, погоди!» и кота Леопольда.

Много кому мне хотелось подражать. Я вообще считаю, что, подражая, человек развивается. У меня нет одного кумира — многие одаренные люди были когда-то моими кумирами.

Сейчас молодежь торчит в интернете. Конечно, интернет должен быть в каждом доме, это инструмент: это молоток, это пассатижи, это пила, ножовка, это то, без чего сегодня жить нельзя. Но! Я же не живу постоянно с пассатижами, с утра до вечера не провожу с молотком время. Я понимаю, почему молодые люди торчат в интернете: да их не обучили жить! Жить — это профессия. А они занимаются самодеятельностью. Они боятся жизни, они не могут выйти на улицу. Возьмем, например, то, что пишут на форумах. Наши ведь обругают друг друга на форуме и смайликов наставят. Это же чисто наше — матерщину смягчать смайликами.

А если то же самое они скажут на улице, то смайлики поставить не успеют — им в пятак дадут сразу. И вот это дистрофичное поколение мужиков без мышц, без горящих глаз, с руками, накачанными только поднятием мышки — их вырастила наша сегодняшняя власть. У них нет знаний. Ребята идут со мною в лес (у меня есть молодежный театр в Риге), они грибов не знают! Они ягоды отличают по оберткам «Орбита»! Я в их возрасте знал, как в лесу по муравейнику определить, где какая сторона света. Когда я сказал об этом кому-то из молодых, он мне ответил: «Вы еще тогда траву курили, дядя Миша!» Он подумал, что я с муравьями разговаривал.

Человек должен знать законы юридические, чтобы его не посадили, и соблюдать их. А если он хочет быть счастливым, он должен понимать законы природы. Если знаешь, как луна действует на человека, то знаешь, когда лучше лечь спать, какое лекарство принять, когда какие упражнения делать. И если это все знаешь, то ты в хорошем настроении. А если ты в хорошем настроении, у тебя и творчество светлое. Сегодняшние режиссеры изгаляются, кто кого перещеголяет и больше дряни нальет в наше прошлое. Недавно я нескольким из них прямо сказал, почему они о любви ничего не снимают. Я им прямо в глаза и сказал: «Вы о любви ничего не знаете. Вы никогда не любили никого. И вас никто не любил. Вы живете в духовной грязи, поэтому вы снимаете такие фильмы и поганите нашу молодежь».

Пока я жив, я буду делать только одно: раскрепощать людей и стараться показать, где все-таки свет. Зачем нужен свет людям? Есть древнейшая философия: когда ты источаешь свет, значит, ты просветлен — это не каждому дано. А когда ты потребляешь свет, впитываешь его, то становишься счастливым. Каждый человек — это сосуд. Наполняясь светом, он становится счастливей. Когда человек пытается купить больше машин — это не свет, это тьма. Счастливым он не будет. Людям нравится жить во тьме, в бесовщине. Но бесовщина для того и существует, чтобы, сопротивляясь ей, ты наполнялся светом. Знаете, почему лампочка горит? Там сопротивление есть… Свет появляется, когда ставишь сопротивление бесовщине. Это единственный секрет счастья на земле. Другого нет. Ни казино, ни ночные клубы… Это все надо — чтобы знать, чего не делать. Занырнул туда, понял, что это не принесло радости, еще раз сходил, убедился и ушел из этого. Я реально смотрю на вещи. Я прошел почти через всю бесовщину, которая существует. Я очень много повидал бесовщины и, более того, даже кое в чем был замешан. Но зато теперь знаю, где правда.

Нельзя быть идеальным от рождения, а стремиться к этому можно. Гоголь замечательно сказал: «Русского человека надо благодарить хотя бы за намерение». Намерение уже высветляет человека.

— У вас такие яркие мысли и образы. Никогда не хотели стать политиком?

— Нет, совершенно не хочу. В политику идут те, у кого нет способностей к творчеству. Ни один Жванецкий, ни один Евтушенко, ни один Радзинский не пойдет в политики. Я различаю два слова: политик и политикан. Большинство все-таки политиканы. Некоторых из них мне интересно слушать. В частности, мне интересны Путин и Жириновский. Путин — нормальный пацан, говорит теми же словами, что и весь наш народ, в отличие от Медведева, который по Первому каналу заявляет: «Я получил месседж в Твиттере». Ау, ты с кем разговаривал сейчас, Дмитрий Анатольевич? Первый канал для домохозяек, которые смотрят ледовое шоу! Они даже не поняли: вы выругались, сквернословили, что вы сказали-то хоть? А Жириновский, когда ему не проплачивают из Кремля, начинает говорить правду. Этим он очень забавен. Недавно я виделся с Зюгановым: приличный человек, должен признать.

— Сейчас на нашем телевидении, на эстраде масса молодежи участвует в разных юмористических программах, где в основном лидируют шутки ниже пояса. Что вы думаете о таком современном юморе?

— Мысли нет — опускаются ниже пояса. Ниже пояса это ведь там, где мысли нет. Они способные ребята, некоторые из них удивительно одаренные, быстро мыслящие. Но мыслят-то они быстро, а мыслей им не хватает.

— Может быть, это признак нашего времени, что востребованы сейчас именно такие шутки?

— Усредненность сейчас во всем востребована. Но нет, скорее признак нашего времени в том, что это торговые проекты. Проекты торгашей. Каждую неделю они должны выходить в эфир, а на каждую неделю юмора не хватает. Ведь что такое юмор — это чувство юмора. А как можно каждую неделю программировать свои чувства? Невозможно. Шутки можно делать как на конвейере. Но одно дело детальки точить на конвейере — это техника. Можно формулы в мозгах гонять — это математика. А хорошие шутки сочинять — это искусство. Я всегда привожу в пример стихи Гафта и Лени Филатова или рассказы Жванецкого. Вы посмотрите — они как птицы. Поется — поют. А эти на конвейере стоят. Им нужно каждую неделю выдавать шутки. А кроме темы «ниже пояса» у них других мыслей нет. У них самих вокруг этого все крутится. Они не могут подняться, они не развиваются. Жалко! Многие из них могли бы стать интереснейшими людьми. А еще жалко, что пройдет 40 лет, они состарятся, им внуки будут говорить: «Дедушка, какой же ты был похабник! Как же тебе не стыдно было!»

— Ваши концерты включают изыскания из этимологии. Вы планируете заниматься познанием русского языка?

— Не хватает времени. Ко мне на концерты люди ходят не из-за этого, хотя в последнее время начали интересоваться русским языком. На каждом концерте я что-то говорю о языке. Я убежден, раз мне дано, надо говорить. Ученые, например, считают: то, что не написано — не существовало. Так и врачи считают: чего я не знаю, того и нет. Если на заборе написано «Миша+Зоя=любовь» и подпись «1960 год», люди думают, что забор построен в 60-е годы. А этот забор мог и в 1917-м году быть построен.

Я хочу все-таки обратить внимание, что хотя церковь сегодня нас убеждает, что до прихода христианства мы жили в землянках, но, если мы были дикарями, почему же тогда у нас такой язык — самый богатый в мире с точки зрения ощущения природы? Почему у нас самые мудрые в мире пословицы? И они существовали несколько тысячелетий назад. Я хочу доказать, что надо уважать свое прошлое. Более того, у нас прошлое интернациональное. Наши предки — это многое множество родов и имен, соединявшиеся едиными богами и одним языком. Называлось такое общество — держава. Язык и боги «держат» людей вместе. У наших предков не было армии, не было торгашей и не было гомосексуалистов. В связи с чем Рим и греки считали нас отстоем. «Если нет ничего этого, — говорили они, — вы, ребята, вроде как совсем варвары».

Наши предки назывались «славяне», «словени», «венеды», «иверийцы», «даки», «фраки», «русколаны», «русоланы», к ним же и кельты принадлежат. Это огромное количество людей, заселявших земли от Атлантического океана до Волги еще 3 тысячи лет до нашей эры. Я основываюсь на раскопках. По всей Европе есть раскопки, где написано: венеды. В энциклопедиях к слову «венеды» в скобках приписано «славяне». То есть получается, что 3 тысячи лет до нашей эры в Европе жили славянские племена. А Рим-то существовал за 700 лет до нашей эры! Значит, минимум на 2 тысячи лет мы его старше. Так извините, какой язык на что повлиял? Говорить, что латынь повлияла на наш язык можно, потому что из нее к нам пришли многие современные слова — аквалайзер, эпилятор, аквапарк, акваланг. Но первоначальные корни природного языка — наши. «Ведеро» в латыни — это «видеть», «редеро» — «рыдать», «аква» — русское слово «вода», «к воде». Квакушка, брюква, клюква. Клюква от слова «клевать». Ученые не знают этого! Они думают, что этимологический словарь немца Фасмера — основа русского языка. Фасмер, оказывается, вообще плохо знал русский язык, и несмотря на это составил этимологический словарь. Конечно, я хочу изменить такую ситуацию!

По-английски «cran» — это журавль, от слова «кричать». Журавли кричат… А клюква — «cranberry» — «журавика». Я нашел очень много таких параллелей. В английском языке ромашка называется «camomile» — «кому мила». Англичане, англосаксы берут начало со второго века нашей эры. Они выделились из предков венедов. Ничего удивительно, что там корни нашего языка. Английский язык раскрывается с помощью русского языка. Я хочу показать людям, что наш язык сохранил природное звучание. Слово «месть» означает «меня есть». Если будешь мстить, тебя съедят. Отсюда слово «мясо», мясо «мстит». По-английски это звучит «meat» — в переводе «меня едят». По-немецки озеро — «See» (зейе). Ученые знают, что от немецкого See произошло английское «see» — море. У нас заря означает «зара» — Ра, солнце еще не встало. Отсюда «зреть» — зарю наблюдать. Отсюда же «зрение», «зыркать», «зеркало» и «озеро», которое отражает зарю. Уже вот в эту глубину можно зайти только со славянским языком. «Кон» — это правило природы. Тот, что знает азы кона — князь. В Скандинавии князь становится канунгом, и уже теряются азы кона. А канунг становится кингом. Здесь же — «knight» — рыцарь. Рыцарь — это князь фактически. Но князь происходит от слова «книга». Книга — это «гнозис» — знание. То есть «знание кона».

Есть выражение «испокон веков», испокон — когда кон соблюдался. И появляется новое слово — закон. За-коном. Это то, что юристы придумали, а не природой создано. Разве не интересно знать, что надо кону поклоняться? Таких цепочек у меня масса. Я беру наш природный корень и вывожу из него процесс развития жизни и то, как она духовно падала. Зависть — это зависимость, ревность от слова реветь, а верность — зеркальное отражение ревности — «вер»-«рев». Если не верят — реветь будешь. Этого нет в других языках! В нашем языке подсказки как жить, чего остерегаться. Прелюбодеяние — перелюбил, чревоугодие — червям угождать, горе — грех. Горе — выгорает душа, а печаль — печется душа. Страдать — убирать страду в поле, страдой называлась полоса. А по-испански дорога — «автострада». И отсюда произошло слово «street» — улица по-английски. В русских словах идет второй смысл, эзотерический. Он не был изначально зашифрован, он зашифрован позже.

Неделей называлось одно воскресенье, все 7 дней назывались седмицей. Неделя означала «отдыхать». А теперь все 7 дней называются неделей, чтобы все эти дни бездельничать. Как я могу об этом не говорить?! Во-первых, мне интересно. А во-вторых, мне интересно, насколько интересно это зрителям. А когда им интересно то, что мне интересно, я становлюсь счастливым и радостным. Потому что это кон — если твое дело интересно кому-то, ты живешь радостно и счастливо. Вот такая небольшая лекция.

— Вы не раз говорили на концертах, что люди подходят к вам, рассказывают курьезные случаи, делятся наболевшим. Какие самые интересные мысли вам приходилось слышать?

— Недавно в Живом Журнале мне один человек написал: «Михаил Николаевич, я бы сформулировал все, что вы говорите для молодежи, так: «Деньги для жизни, а не жизнь для денег». Замечательно! Я уже могу дать это в концерте. А кто-то из моих друзей сказал: «Стоит только расхотеть — и все будет». Еще кто-то мне сформулировал в письме: «Вы знаете, что искреннее всего люди молятся не в церкви, а в самолете». Иногда подсказывают просто образ какой-то. На моем сайте один пользователь оставил такое сообщение: «Помните сказку про кота в сапогах? Кот в сапогах не мог справиться с великаном и пошел на хитрость. Он сказал великану: «А ты можешь превратиться в мышь?» Великан превратился в мышь, и кот съел ее. Михаил Николаевич, вы правы, Запад пытается превратить нас в мышь и после этого проглотить». Какой образ мощнейший! Это не мое, это мне прислал молодой человек, ему 21 год!

— Успеваете просматривать почту, сообщения?

— Не все, у меня помощников много. Я не сижу в чате и не трачу время на глупости. Но закинуть что-то кому-то, чтобы они собачились между собой — это я люблю.

— У вас сайт очень позитивный…

— Положительный, а не позитивный. Знаете почему? Потому что положительный от слова «жить». Поло-жить. А позитивный от слова «поза». Позитивный — уже подхалимство — в зависимости от того, какую позу принял, от того и положительно. Отрицательный и негативный — разница фантастическая. Нега — это недвижимость. Га — движение в русском языке. Но-га, теле-га, доро-га, бродя-га — все, что движется, имеет «га». Поэтому по-английски «go» — идти. И на санскрите «джа» — движение. А отрицательный значит «отход от троицы». Как только молодежь начинает говорить слово «негативно», она больше в негатив и попадает, отходя от исконной троицы. А три — цифра равновесия: на трех слонах, на трех китах. Если стол стоит на трех ножках, он не качается, даже если ножки неровно подрезаны. Да, я очень умный… Мне всю жизнь нравились женщины, у которых загораются глаза от мужского ума.

— Это же замечательно! Так и должно быть.

— Конечно! Сейчас же нет рыцарских турниров. Сегодня много девушек, которым не хватает мужиков-зажигалок, чтобы их зажигали глазами, а не руками, чтобы зажигали органом из двух букв, а не из трех.

— Раньше и в советских фильмах актеры зажигали зрителей глазами.

— Возвращаетесь в советское прошлое. А не надо туда возвращаться! Заберите оттуда все хорошее. Если не знаете, как забрать, заходите ко мне на сайт, потому что, наверное, я больше всех сегодня этому уделяю внимание. Там есть рекомендации, какие фильмы смотреть, чтобы улучшилось настроение, чтобы немножко света добавить. Самое главное — из прошлого надо брать лучшее. В царской России тоже было нечто хорошее, что перечеркнула советская власть. И в советской власти было что-то хорошее — демократы перечеркнули. У русских какой-то детский максимализм.

У греков тоже православие, но они помнят Зевса, Аполлона, Афродиту и Артемиду. А мы не знаем своих богов, у нас даже музеев нет. Согласно моим исследованиям, греческие боги произошли от наших. Зевс — наш Живо, то же, что у индийцев Шива. Я всегда говорю, что мы дети божьи, дочери, сыновья, но не рабы. Я никогда не говорю «Господь», потому что это значит «господин» и появилось с приходом торгашей в религию. А до этого говорили «Всевышний», «Отче», «Боже». Человек говорит: «Господи, прости, я изменил жене своей». Так иди, проси у жены прощенья. Нет, у жены страшно. Если ты сын божий, ты будешь у жены просить прощенья. А если ты раб божий, то у Господа. Для меня вера заключается в том, что нужно больше делать добра людям, каждому на своем уровне. Некоторые только молятся и добра не делают. Это не вера. Моя философия — во всем видеть хорошее — и на Востоке, и на Западе. Запад — мужское мышление, Восток — женское. Поэтому храмы на Западе все в форме мужского полового органа — высокие, а на Востоке в форме женского — купола. Причина в том, что разделился священный треугольник наших предков — навь, явь и правь, три кита, на которых держится мир. Навь — невидимый мир, явь — видимый, а правь — космос, который посылает нам лучи. В наше время все это проявлено в трех образах: Бог-отец, Бог-сын, Бог-святой дух. А навь, явь и правь использовались за 20000 лет до нашей эры людьми каменного века, которые тем не менее были очень нравственными, чистыми. Когда человек идет на охоту, он лучше видит и слышит. Они жили на природе и оставили нам секреты, которые мы не можем разгадать до сих пор, разучившись чувствовать живой мир. В какой-то момент равновесие навь-явь-правь нарушилось. Перенаселение, война, торговля… Люди стали уходить с нашей территории, с севера России (север означает «се вера» — «здесь вера»). Те, кто верили в явь, ушли в Ев(явь)ропу, которые верили в навь, ушли на восток. А кто остался поклоняться Всевышнему, Сварогу (небесам), те остались в прави — на месте. И вера еще до христианства, за 2 тысячи дет до него, называлась право-славная. То есть это славяне, поклоняющиеся прави. Истинная духовная жизнь человека может восстановиться, когда он соединит явь, навь и правь. И тогда треугольник замкнется снова. Если человечество к этому придет, его жизнь будет другой, гораздо светлее и лучше.

— Вы в это верите?

— Верю, но жить в эту пору прекрасную не придется уже ни мне, ни вам. Но когда я делаю что-то хорошее, такое ощущение, как будто живу в ту пору.

Ольга Гарина, Наталья Григорьева

Полная версия интервью опубликована в «РГЖ» (февраль 2011 г.)

Поделиться:

Просмотров: 195

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее