Нагрузку начального школьного образования обсудили в Раменском информагентстве

Круглый стол по вопросам начального школьного образования состоялся 21 октября в Раменском информагентстве Учебная нагрузка…

Круглый стол по вопросам начального школьного образования состоялся 21 октября в Раменском информагентстве

Учебная нагрузка или перегрузка?

От многих родителей сейчас слышны жалобы на учебную нагрузку в школе, в частности, в начальных классах. В пятницу в редакции газеты «Родник» специалисты из центра психологической помощи «Диалог», Раменской детской поликлиники, а также журналисты, педагоги и представители Общественной палаты Раменского муниципального района обсудили тему «Учебная нагрузка в начальных классах».

Какие цели у стандарта?

Обучение в школах на данный момент тесно связано с ФГОСом. ФГОСы разработаны как для средних и старших, так и для начальных классов. Введение стандартов вызвало неоднозначную реакцию в обществе, споры о его нужности и правильности не утихают и сейчас. Нина Константиновна Щербакова, методист начального образования, рассказала о целях стандарта

-Время диктует свои требования к образованию. Раньше у нас был стандарт первого поколения, который представлял собой стандарт содержания образования. Самое главное в нем — дать детям знания, умения, навыки. Этого было достаточно. Однако сейчас требования, предъявляемые жизнью, изменились. Мы живем в информационном обществе, и те знания, которые приобретают дети в процессе обучения, быстро устаревают. Необходимо научить их приспосабливаться к новым реалиям. Раньше девизом образования было изречение: «Образование – на всю жизнь». Сейчас – «Образование на протяжении всей жизни», те есть цель современного образования – научить детей учиться и переучиваться, если того требует жизнь. Мы ни в коем случае не отбрасываем опыт советской школы, но понимаем, что этого не достаточно, поэтому и появился стандарт второго поколения, решающий задачу образования уметь учиться, — объяснила Нина Константиновна Щербакова.

Стандарт второго поколения, по словам методиста, преследует благородные цели и в то же время предъявляет серьезные требования к результатам: предметным, личностным и метапредметным. Метапредметные результаты – это то нововведение, которое позволяет добиться целей стандарта, универсальные учебные действия, необходимые в современной жизни. Они помогают ученику самостоятельно приобретать знания. Только обучением по основным предметам этих результатов достичь нельзя, именно поэтому вводится внеурочная деятельность, а задания по основным предметам делятся на базовый и повышенной сложности уровни.

Как это сказывается на детях?

Новые программы и стандарт обучения требуют много, и родители детей зачастую недовольны этим. Есть жалобы на то, что ребенок много времени проводит в школе, не тянет программу, долго делает уроки, не хочет учиться. Представитель Общественной палаты Раменского муниципального района Вера Викторовна Болдырева

— Я столкнулась с проблемой загруженности, и могу сказать, что ребенок с такой программой обучение заканчивает в три часа дня. Потом домой, потом уроки. Было такое, что домашнее задание мы делали до 10 вечера, в связи с чем ребенок не высыпался, а как итог всего этого, не хотел учиться. Считаю, что есть несоответствие в том, что касается образования учителя, с тем, что предлагает ФГОС. Получается, что по нему можно обучить только тех детей, которые хорошо усваивают программу, но надо понимать, что восприятие у всех детей разное, и всех под стандарт не подгонишь, — сказала Вера Викторовна Болдырева.

Стандарт один, но много программ, каждый учитель учит по-своему, домашние задания могут задаваться, а могут и нет. Все это отражается на детях, и кому-то подходит, а кто-то не тянет, начинаются проблемы и обвинения. Кроме этого, есть мнение, что изучив только базовый уровень, ученик будет считаться неудачником, не способным, что в дальнейшем повлияет на его жизненный путь.  Кто виноват и что делать? Советы по этим вопросам высказала директор центра «Диалог» Ольга Викторовна Поварова.

— Мы всегда были за индивидуальный подход к ребенку. Этого же требует федеральный стандарт, который подразумевают дачу всеобъемлющего образования любому ребенку. Когда ребенку сложно высиживать полноценно уроки в школе, мы предпочитаем провести работу и узнать, почему это так, индивидуально. Причины могут быть совершенно разные: например, кто-то пошел в школу с шести лет, потому что так захотели родители, и ему сложно дается учеба. Вопрос с внеурочной деятельностью вполне решаем. Здесь надо понимать, что с образовательной части, с уроков, ребенка, конечно, никто не отпустит, а с внеурочки – да, если ей будет какая-либо замена, подтвержденная справкой. Эту деятельность родители могут организовать и сами, если есть возможности и время заниматься с ребенком, — сказала Ольга Викторовна Поварова.

Однако есть достаточно большое количество родителей, не считающих дополнительные занятия чем-то не нужным. Наоборот, в связи с тем, что они работают допоздна и не имеют подспорья в виде бабушек и дедушек, такие дети остаются еще и в группе продленного дня. Наша коллега, Елена Перетокина, уверена, что дополнительная деятельность не вредит, если учитываются все его качества и подходит программа обучения.

— Дополнительная нагрузка в начальной школе – это не плохо. Родители, когда отдают ребенка в школу, хотят, чтобы ребенок был охвачен знаниями со всех сторон. Внеурочная деятельность – это хорошо, но бывают такие случаи, что ее вносят в середину этого процесса или выносят на выходной день, и у ребенка нет возможности пропустить занятия. В этом случае нагрузка на него, конечно, увеличивается. Я за то, чтобы они всегда были после основной части, и пусть ребенок учится пять дней с двумя выходными, по семь уроков, но не шесть дней по пять уроков, — считает Елена Перетокина.

Семейное обучение: в чем преимущество и где подводные камни?

Одним из выходов в сложных для ученика условиях некоторые родители считают переход на домашнее обучение. Все плюсы и минусы такого вида занятий разъясняла директор центра «Диалог» Ольга Викторовна Поварова.

— По закону ребенок имеет право получать семейное образование. У некоторых родителей есть такие возможности, они приглашают лучших учителей для своего ребенка. Кто-то из них даже сам может преподавать какой-либо предмет, так как знает его очень хорошо. И в этом плане домашнее обучение имеет много плюсов. Однако здесь есть свои очень большие минусы: у таких детей возникают проблемы с налаживанием межличностных отношений, они не очень умеют их решать, потому что это дети со своей позицией. Зачастую они слишком взрослые и самостоятельные, не умеют идти на компромисс, — сказала Ольга Викторовна Поварова.

Обучение всегда идет неотрывно от воспитания, и школе в данном случае достойной замены пока не придумали.

Есть ли перегрузка с точки зрения медицины?

Утомление и нежелание учиться могут быть вызваны не только перегрузкой в учебном процессе. О симптомах слишком сложного обучения для ребенка рассказала педиатр, главный врач Корнеева:

— Я согласно с тем, что все дети по-разному развиты. У детей, для которых школьная нагрузка явно не по силам, можно наблюдать нарушение осанки, ослабление иммунитета и, как следствие, частое заболевание ОРВИ. Однако в нашей обычной школе в начальных классах такого в больших количествах не наблюдается. Есть зачатки каких-то заболеваний, которые могут проявиться потом, -пояснила педиатр.

По исследованиям центра «Диалог», увеличение количества детей с проблемами по здоровью из-за учебной перегрузки наблюдается, в основном, в гимназиях, где есть действительно повышенные требования к учебному процессу. Однако, есть и родители, которые считают, что только пройдя сложный гимназический путь, можно поступить в престижный вуз и быть успешным. Данное мнение опровергают наши психологи, по итогам работы которых видно, что высшее образование получают одинаково как дети из обычной школы, так и закончившие гимназический класс.

— Дело не в гимназиях, дело в родителях. Наиболее частая причина всех проблем – это завышенная планка родителей для ребенка, поэтому при возникновении непредвиденных ситуаций прежде всего надо обратить внимание на себя и свои требования, — добавила в конце беседы директор психологической помощи «Диалог» Ольга Викторовна Поварова.

Есть одно золотое правило для всех родителей: любить своего ребенка надо таким, какой он есть. Сильный он, или слабый, — главное –любимый.

Людмила Шнурова

Фото Дмитрия Юханова

Поделиться:

Просмотров: 4

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее