Погиб в воздушном бою вблизи села Никоновское

О школьном музее и погибшем лётчике Музей нашей школы изобилует большим числом невероятно интересных экспонатов….

О школьном музее и погибшем лётчике

Музей нашей школы изобилует большим числом невероятно интересных экспонатов. Но наибольший интерес у нас вызывала витрина с археологическими находками, относящимися к периоду Великой Отечественной войны, поскольку они являются «живыми» свидетелями тех лет. Речь идет о необычном предмете, который похож на рычаг из кабины самолёта. Но какова его история, нам, к сожалению, было неизвестно. И мы решили установить информацию о данном музейном экспонате и воссоздать судьбу человека, связанного с данным предметом. Результатом нашей поисковой работы стал этот материал.

Поисковая работа

Нам удалось установить обстоятельства появления экспоната в нашем школьном музее и проследить историю человека, связанного с ним.

Для этого нами были опрошены люди, нашедшие экспонат или как-то связанные с ним. Установлено место погребения погибшего пилота, а также место его гибели. Обработаны интервью, найдены и проанализированы печатные и интернет-публикации. Установлено место хранения оставшихся обломков самолёта.

Сопоставление полученной информации позволило получить наиболее полную картину далёкого прошлого.

К сожалению, история героически погибшего 21-летнего лётчика Якобсона не была известна широкому кругу лиц. Но мы верим, что после проделанной нами работы большее количество людей будет хранить память об отдавшем жизнь за Родину героическом лётчике. Новые факты о герое-летчике, обогатившие исторический материал и пополнившие наш школьный музей, показывают беззаветную любовь человека к Отечеству и готовность к самопожертвованию.

Присяга и фронт

Арнольд Якобсон родился 27 мая 1921 года в городе Тим Курской области. Русский по матери и латыш по отцу, родным он считал русский язык и другими языками не владел.

В декабре 1939 года Арнольд Якобсон поступил в Борисоглебскую авиашколу им. В.П.Чкалова, и 23 февраля 1940 года принял военную присягу. С 30 октября 1940 года – младший летчик 120 истребительного авиационного полка. Начал воевать с 22 июня 1941 года. Но уже 20 июля 1942 года стал командиром звена.

О боевых качествах Арнольда Якобсона как летчика можно узнать из военных архивных документов.

«Якобсон Арнольд Мартынович, лейтенант. На 29.01.1943г. налет часов на самолетах Як-1: 25,02 часов, на Як-7Б: 2,09 часов, боевых вылетов: 40, в штурмовках не участвовал, воздушных боев – 5, сбитых самолетов не имеет».

«Лейтенант Якобсон Арнольд Мартынович, командир звена, летал на И-153,

И-16, Як-1, Як-7, «Харрикейн». В Отечественной войне участвует с 22.06.1941г. в должности командира звена. В бою получил ранение, длительное время находился на излечении, в результате чего имеет длительный перерыв в летной работе. Общий налет 218 часов – из них: ночью – 16 часов, имеет боевых вылетов 31, с налетом 28 часов, ночью 4 вылета с налетом 2 часа 57 минут. Налет за 1942 г. составил днем 28 часов, ночью 4 часа 51 минута.

– Летать любит, летает смело, инициативный, сообразительный».

Последний бой

Используя материалы, которые у нас в наличии, мы смогли установить обстоятельства воздушного боя, в котором погиб Арнольд Мартынович.

Установлено, что 4 февраля 1943 года немецкий бомбардировщик Ju-88 осуществлял разведывательный вылет, предположительно с целью вскрыть передвижения войск Красной Армии в глубоком тылу. Самолёт летел на предельной высоте – около восьми-девяти километров. С целью не допустить выполнения противником своей задачи на перехват ему взлетели два советских истребителя, управляемые пилотами 562-го истребительного авиационного полка лейтенантами Ломакиным и Якобсоном.

Советские лётчики попытались атаковать немецкий самолёт с двух сторон, однако вражескому стрелку удалось расстрелять самолет Арнольда Якобсона –летчик погиб. Но лейтенант Ломакин продолжал атаки, не давая самолёту противника выполнять боевую задачу. Чтобы спастись, немецкому пилоту пришлось прекратить выполнение задания и стремительно пикировать, спасаясь от настигавшего его советского истребителя. Пользуясь тем, что немецкий самолёт был тяжелее и, снижаясь, очень быстро набирал скорость, противнику удалось уйти.

К сожалению, сбить вражеский самолёт лейтенантам Ломакину и Якобсону не удалось. Однако советским пилотам удалось сделать главное – не позволить немецкому самолёту провести разведку в советском тылу. Это была обычная для фронтовых летчиков, ежедневная работа… с риском для жизни. Арнольд Якобсон, выполняя боевую задачу, погиб.

Обстоятельства гибели

Почему же советские пилоты в тот день не смогли одержать победу? Ведь они летели на истребителях, которые по всем своим характеристикам превосходили немецкий бомбардировщик. Вот как это объясняет специалист по истории военной авиации Константин Косминков:

«Наши пилоты в данной ситуации не имели возможности реализовать преимущества своих самолётов. Немецкий бомбардировщик Ю-88 летел на высоте

8000 метров. Это означает, что немецкий самолет был модернизирован для использования его в целях воздушной разведки. Такой вариант Ю-88 мог совершать длительные перелёты и подниматься до 12000 м. На подобных высотах пропадали все летно-технические преимущества истребителей. Они с трудом поднимались так высоко и теряли свою маневренность. Так что неудивительно, что и второй летчик, как следует из «описания воздушного боя», тоже ничего не смог предпринять против вражеского «юнкерса»: «…лейтенант Ломакин израсходовал боекомплект и горючее и из р-на Верея вернулся на свой аэродром. Израсходовано 120 снарядов ШВАК и 1500 шт. ШКАС. Бой продолжался 15-16 минут».

Однако главной причиной того, что советские пилоты не смогли уничтожить вражеский самолёт, скорее всего, можно считать везение немецкого стрелка, случайная пуля которого оборвала жизнь Арнольда Мартыновича Якобсона. Но, несмотря ни на что, советские пилоты сделали главное – не дали немецкому самолёту вести разведку, тем самым пусть на немного, но сумели приблизить победу советского народа в Великой Отечественной войне… Ведь именно великое множество подобных эпизодов позволило нашим дедам победить в борьбе с главным злом в истории человечества – нацизмом, гитлеровским фашизмом.

60 лет спустя

Поисковикам уже давно было известно, что в одном из воздушных боев Великой Отечественной войны близ подмосковного села Никоновское Раменского района был сбит советский истребитель «Як-7Б». Как писали в газетах, тогда здесь были сплошь торфяники и непролазные болота.

Шли годы. Болота осушили. А самолет с останками пилота оказался замурованным под пятиметровым слоем земли. Первые попытки отыскать сбитый самолет местные поисковики предприняли еще в 1992 году. Однако только осенью 2003 года он был извлечен из земли. Позже члены бронницкого поискового отряда «Беркут» нашли документы, подтверждающие, что погибшим пилотом был лейтенант Якобсон.

В День памяти и скорби, который мы отмечаем 22 июня, верующими был установлен здесь памятный восьмиконечный православный крест с именем пилота.

Артемий Гусев, Ярослав Шатенков, ученики 9 кл. школы №18 п.РАОС

Публикация отдела пресс-службы

по Книге славы и достижений Раменского г.о. – 2019г.

Поделиться:

Просмотров: 286

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее