Свою профессию надо любить

В канун празднования Дня учителя мы пригласили в нашу радиостудию педагога образовательного учреждения г.Раменское Учитель…

В канун празднования Дня учителя мы пригласили в нашу радиостудию педагога образовательного учреждения г.Раменское

Учитель русского языка и литературы, заместитель директора средней общеобразовательной школы №5 Тамара Алефиренко стала гостьей передачи «Актуальное интервью».

— Тамара Владимировна, как вам удается совмещать административную работу и преподавательскую деятельность?

— Совмещение — это всегда непростое дело. Но в современном мире по-другому нельзя. В моем случае нужно успевать и профессиональной деятельностью заниматься, как учитель, и управленческая работа меня интересует. Поэтому стараюсь со всем этим справляться. Считаю, что я на своем месте.

— Расскажите, пожалуйста, о себе.

— Я родилась в городе, название которого, как мне кажется, сегодня знают уже во всем мире — в Луганске, где не так давно взрывались бомбы, стреляли орудия, шла война. Но когда я жила в Луганске, это был прекрасный мирный украинский город. Там я выросла, поступила в педагогический институт и стала учителем русского языка и литературы. А потом я вышла замуж. Сначала я уехала в Санкт-Петербург, где мой избранник учился в военном училище. А затем со своим мужем-офицером мы отправились на далекий Север, в маленький городок в Мурманской области. За полярным краем мы прожили 18 лет. Там и началась моя карьера учителя. А сейчас я уже 10 лет живу в г.Раменское, работаю в школе №5, которая стала для меня по-настоящему родной и любимой.

— А с чем у вас связан выбор профессии? И почему выбран такой предмет?

— Учителем я захотела стать, когда была еще школьницей. Я очень люблю читать книги, и наверно, это сыграло решающую роль при выборе профессии. Кроме того, мне хотелось, чтобы литературу также как и я, полюбили и другие люди. А что может быть лучше, чем рассказать о книге, о чтении детям — своим ученикам. Поэтому я стала учителем и выбрала именно этот предмет — русский язык и литературу.

— Давайте поговорим о Вашей работе в школе. Какие дети учатся у вас?

— Мои ученики замечательные, веселые, озорные, бывает, непростые. Но это дети, и для меня они самые лучшие, и поэтому я им многое прощаю. Я работаю чаще со старшеклассниками, но сейчас у меня есть уроки в 6-м классе. Конечно, разница чувствуется. Шестиклассники — они еще дети, чистый лист, на котором учитель может писать, воспитывать личность. А ученики старших классов, это, как правило, взрослые ребята, у которых уже есть собственное мировоззрение. Они уверены во многих вещах и доказывают свою точку зрения. Но все равно, для меня они дети, и, может, поэтому между нами складываются теплые отношения.

— А с какой возрастной группой легче и проще работать?

— Наверное, со старшеклассниками, ведь им очень многое интересно из того, что я могу рассказать о литературе, о своих любимых книгах и авторах. Нам всегда есть о чем поговорить.

— Как вы считаете, современные дети любят читать?

— Думаю, да. Вообще темой первого урока в 10-м классе был вопрос: нужно ли современному поколению читать классическую литературу? Среди своих учеников я провела анонимный опрос. И по ответам ребят узнала, что большинство из них очень любят читать классическую литературу, они видят в этом потребность, потому что там есть нечто такое, что поможет им стать человеком. И когда я задала вопрос «Вам интересно, почему мы сегодня читаем и изучаем произведения, написанные 200 лет назад?», мне ответили «Да, хотелось бы узнать, почему это так».

— А какие еще книги читают ваши ученики?

— Современную литературу, историческую, фантастику, приключения. Это свойственно возрасту, так и должно быть. Многие спрашивают, а можно ли включить в школьную программу больше современных произведений. Конечно, хочется, чтобы было так, поэтому в дополнительные занятия мы обязательно привлекаем современный литературный контекст. Также в программе по литературе есть разделы, где изучаются произведения зарубежных авторов.

— Как обстоят дела с грамотностью у ваших учеников? Приходится упорно над этим работать или дети стараются писать правильно?

— Вполне естественно, что проблемы есть. Русская орфография исключительно трудная. Мы изучаем ее вплоть до 7-го класса. А потом поддерживаем уровень орфографической грамотности. Но некоторые правила постигаются ребятами в более взрослом возрасте. Я помню времена, когда в советской школе уроков русского языка в старших классах вообще не было. Но такой предмет необходим, его нужно не только изучать, но и закреплять полученные знания. Вот мы и поддерживаем орфографическую зоркость у ребят в старших классах.

— В современный век при наличии большого разнообразия различных электронных устройств нам все реже приходится писать вручную. У многих из-за этого даже меняется почерк. А как обстоят дела у ваших учеников?

— У детей, к сожалению, это тоже наблюдается. Даже шестиклассники иногда говорят мне: «А давайте не будем писать». Конечно, на уроке русского языка бывают задания не только письменные, но и устные. Мы формируем красивую грамотную речь. Но без чистописания тоже не обойтись.

В начальной школе дети очень стараются, выводят каждую буковку. А придя в пятый класс, многие уже считают, что это необязательно. Я, все-таки, настаиваю на чистописании, и определенное время на уроках мы обязательно посвящаем письменным упражнениям.

Детям я всегда объясняю, что нужно сформировать и сохранить хороший почерк, потому что это необходимо для жизни. Компьютер не может заменить человека везде. Бывают моменты, когда нужно написать от руки. И я думаю, ребята понимают меня.

— Сейчас многие радеют за чистоту русского языка, чтобы в речи не было каких-то чуждых выражений, иностранных слов или слэнга. Как вы к этому относитесь?

— Я отношусь к этому спокойно. Конечно, я хочу, чтобы русский язык был здоров. Безусловно, он нуждается в нашей защите. Действительно, сейчас велико влияние иноязычной лексики, которая не всегда нужна и зачастую неуместна. И я стараюсь ребятам на уроках показать, что всякому иностранному заимствованию есть соответствующее русское слово. И лучше использовать его, а не «украшать» свою речь выражениями, которые многим непонятны, и безусловно, портят ее.

Но в то же время я понимаю, что это естественный процесс. Ведь, как говорил Николай Васильевич Гоголь, язык — он живой как жизнь, и от изменений в его структуре, в лексике, нам, конечно же, не уйти.

— Есть еще один бич современной речи — слова-паразиты. А как Вы считаете, отчего возникает этот речевой мусор?

— Чаще всего от того, что человеку просто нечего сказать, ему не хватает слов. А чтобы такого не было, нужно увеличивать свой словарный запас, больше читать, развивать свою речь.

И в школьной программе это предусмотрено. Ведь не просто так, помимо чтения текста, ученикам даются задания его пересказать, выучить наизусть стихотворение.

— Бывают ли такие ситуации, когда приходится одергивать учеников, если в их речи звучат некорректные или даже неприемлимые слова и выражения?

— Да, такое тоже случается. Бывает, говорят с орфоэпическими ошибками, т.е. неверно ставят ударение. Я сразу стараюсь поправлять, и объясняю, что неправильный вариант даже повторять не буду, чтобы он не запоминался. Иногда слышишь от ребят и нецензурные слова. Это очень неприятно, и я их всегда предупреждаю, что такого не должно быть в лексиконе.

— А вы помните свой первый класс, который к Вам пришел на обучение?

— Очень хорошо помню. Это были пятиклассники. И первым делом я хотела с ними подружиться, стать для них близким человеком. И я думаю, это получилось. К сожалению, служба супруга не позволила довести моих ребят до выпуска. Я их учила всего три года, была классным руководителем. После этого мы с мужем уехали на другое место его службы. Но я этих ребят помню до сих пор. Как-то, много лет спустя, совершенно случайно в социальной сети я увидела отзыв одного из моих бывших учеников того самого первого класса, который я взяла. И мне было очень приятно прочитать его слова: «У нас был настоящий учитель, это Тамара Владимировна».

— Какие еще прекрасные моменты есть в Вашей работе?

— Это успешные результаты моих учеников. Когда они отлично отвечают на уроке, побеждают в олимпиадах, набирают высокие баллы на экзаменах. Когда ребенок, у которого не получалось писать сочинение, наконец-то его написал, и очень здорово. Я всегда говорю своим ученикам, ребята, надо вырабатывать свой стиль, нельзя списывать, в частности, из интернета. Это может и легко, но так никогда не научишься писать и выражать свои мысли. И когда ребенок это понимает и делает, пусть сначала не очень умело, а потом все лучше и лучше, для меня это огромная мотивация каждый день открывать дверь кабинета и говорить: «Здравствуйте, дети!».

Ирина Моисеева

Фото из архива редакции и личного архива Тамары Алефиренко

Поделиться:

Просмотров: 136

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее