Владимир Галко: «Мне повезло. Я многое сыграл»

Народный театр оперетты — уникальный театр, здесь играют, поют и танцуют не профессиональные артисты, а…

Владимир Галко: «Мне повезло. Я многое сыграл»

Народный театр оперетты — уникальный театр, здесь играют, поют и танцуют не профессиональные артисты, а любители.

Репетиции и спектакли проходят в КДЦ «Сатурн», однако известен наш Театр оперетты далеко за пределами Раменского. 53 года творческой деятельности, более 20 спектаклей, множество одаренных людей, нашедших свое призвание в драматическом искусстве. Чтобы узнать больше о феномене Народного театра оперетты, мы встретились с Владимиром Галко, возглавляющем его вот уже 35 лет.

— Владимир Матвеевич, прежде всего, расскажите о своем театре.

— Наш театр появился с приходом на РПЗ молодого человека, над которым все посмеивались. А человек этот был просто бывшим солистом Большого театра. У него произошла непоправимая потеря голоса, и, к сожалению, он больше не мог продолжать свой творческий путь как солист. Ему пришлось идти работать лаборантом в химическую лабораторию. Когда он появлялся на рабочем месте, коллеги шутили: «Ну, сейчас придет Саша, он там нахимичит!» Однако тогда еще молодой Александр Липатов был нашей гордостью, знаменитостью. Карьера артиста закончилась для него в 38 лет. Как раз в тот момент директор РПЗ Михалевич кинул клич: «Ищите таланты, давайте поднимать самодеятельность!» И вот уже проходят первые конкурсы, первые фестивали самодеятельных артистов РПЗ. Возглавил все это дело Александр Липатов. Он и отбирал, и смотрел артистов, компоновал итоговые номера. В концертах участвовали лаборанты, инженеры, рабочие — разные люди. Из этой большой массы способных людей он набирал актеров для своего театрального коллектива. Ему очень хотелось на базе самодеятельных талантов РПЗ создать свой маленький театр оперетты. Михалевич поддержал его, сказал, что поможет, чем возможно, хотя многие крутили у виска и говорили про А.Липатова, мол, сумасшедший нашелся. А те, кто знал Александра Вадимовича как замечательного певца (в Большой театр ведь просто так не принимали), в него поверили и помогали.

В ноябре 1959 года первые десять человек собрались в небольшом клубе «Победа» при профсоюзном комитете РПЗ и начали репетировать. Зал был небольшим и предназначался для совещаний, но там можно было проводить и культурные мероприятия. Для спектакля, конечно, места было маловато — новому королю сцены негде было развернуться. Однако сразу же начались репетиции не какого-нибудь спектакля, а, можно сказать, одного из самых лучших в опереточном репертуаре — это был спектакль Имре Кальмана «Сильва». У многих из тех, кто начинал там играть, понятия не было, что такое оперетта. Но худрук был вдохновлен идеей создания именно оперетты, и спектакль в результате вышел превосходным. Среди актеров оказались самые одаренные: Ирина Гвоздева, которая впоследствии стала примадонной театра, Юрий Коровин, Анна Некипелова, Владимир Чебышев, Вячеслав Перышкин, Леонид Лямин, Нина Кузнецова. Они стояли у истоков создания театра. Среди этой когорты актеров сейчас живы, Юрий Александрович Коровин, первый исполнитель роли Эдвина, Вячеслав Перышкин, одни из создателей нашего театра Виталий Добровольский, Надежда Домашняя.

В мае 1960 года спектакль уже был выпущен. Распахнулся занавес Дома культуры им.Воровского и состоялась премьера «Сильвы». Конечно, она не была такой масштабной и яркой, какой привыкли видеть оперетту, не было там и балета, и хора. Но спектакль шел в сопровождении оркестра. А первый наш оркестр был духовым! Трудно представить, как под духовой оркестр может идти оперетта, да еще такая, как «Сильва». Небольшие размеры клуба не позволяли показать объемный спектакль, тем не менее, публике понравилось, и первые самодеятельные актеры вкусили плоды славы. В 1966 году театру присвоено звание «народный» — высшее звание в самодеятельном творчестве. Все понимали, что равных этому театру на тот момент не было ни в области, ни в Советском Союзе.

— А как вы пришли в Театр оперетты?

— Я в театре уже 35 лет. В 1976 г. здесь началась моя творческая карьера в качестве ассистента режиссера Александра Вадимовича Липатова. Естественно, не сразу Александр Вадимович заметил меня и сказал: «О, это то, что мне нужно!» Чуть раньше, в 1974 году я впервые посетил театр. Потом я поступил в Гнесинское училище на отделение музыкальной комедии и с той поры начал работать в нашем театре профессионально. За время, когда руководителем был Александр Вадимович Липатов, театр неизменно являлся приверженцем классических традиций оперетты. Классическими считались произведения западных авторов — Легарх, Штраус, Кальман, Эрве, ну и, конечно же, советская оперетта. Много было поставлено интересных спектаклей, много раз наш народный коллектив становился лауреатом различных конкурсов: всесоюзных, всероссийских, областных. Мы провели огромное количество концертов, выездов. «Сильва» прошла в Раменском 25 раз подряд! Мы играли в ДК «Воровского», ДК им.Ленина в Жуковском, поколесили по Московской области.

В те времена было множество драматических коллективов, но наш театр выделялся из всех. Однажды мы задались целью узнать, сколько коллективов такого жанра в СССР носило звание народных, и выяснилось, что всего их было шесть. Равных нашему театру не было ни в области, ни в Советском Союзе. И вот 51 год мы приглашаем своих любимых зрителей. Сколько их было за время существования нашего театра! Ведь были зрители, которые ездили на спектакли Московской оперетты, но говорили: «А у нас-то лучше!» Лучше, наверное, потому, что свое, родное.

В 1980 году я окончил Гнесинку и на правах режиссера пришел в этот театр. В 1989 году Александр Вадимович Липатов, возглавлявший Народный театр оперетты на протяжении 30 лет, начал потихоньку передавать бразды правления мне. Один раз он дал мне возможность поставить под его руководством его же спектакль «Моя прекрасная леди». Я там играл главную роль — профессора Хиггинса. Интересно, что этот спектакль стал лауреатом Всесоюзного конкурса. Я понимал, что заслуга, конечно, принадлежит не мне, а А.В.Липатову.

С 1989 года я стал главным режиссером. В том же году мне присвоено звание заслуженного работника культуры Московской области. С тех пор руковожу театром, одновременно являясь исполнителем главных ролей. А моя жена, Ольга Борисовна Галко, все это время руководит постановкой наших спектаклей и является бессменным режиссером театра.

— Чем театр оперетты принципиально отличается от театра драматического?

— Оперетта базируется на трех китах: драматическое искусство, вокал и танец. Хотя сейчас многие драматические театры включают в спектакли музыку, актеры поют. А вот артисты оперетты одновременно двигаются и поют, но на более высоком уровне. Танцевать должны не только главные персонажи, но и все второстепенные тоже. Нередко престарелые артисты из одного амплуа плавно переходят в другое. Недавно видел постановку Свердловского театра оперетты. Что творилось в зале, когда выходили корифеи этого театра, которые когда-то играли главных героев! А теперь они блистательно переквалифицировались в комических героев и великолепно смотрятся на сцене.

Объясню, почему я сказал, что народный театр — это самое высокое звание. Для того, чтобы завоевать это звание, нужно все время быть на высоте — планка очень высокая. Каждые три года звание подтверждается. А если нет, тогда снимается.

— Каким же образом происходит подтверждение звания?

— Приезжает квалификационная комиссия. У каждого из мастеров свое направление. Одни оценивают вокал, другие — драматическое творчество, третьи — хореографию, а в комплексе получается то, что и называется опереттой. Если чего-то не хватает в этих трех ипостасях, значит театр не соответствует званию. Некоторые говорят, вот, мол, направо-налево раздают звания народных. Это не так. Важно, что наш театр не трансформировался. Бывали разные ситуации, когда мы от классических произведений переходили к музыкальной комедии, и это смотрелось интересно. В тот момент драматическая составляющая была намного выше простой оперетты. Например, спектакль «Тартюф» по Мольеру сложно представить в оперетте. Однако когда на экраны вышел замечательный музыкальный фильм с Михаилом Боярским в главной роли, все обомлели — настолько он был захватывающим. Вот вам пример переложения классики в другой жанр.

У нас были также классические спектакли: уже упомянутая «Сильва», «Летучая мышь», «Марица». И вместе с тем мы поставили «Девичий переполох» — совершенно другой, народный стиль.

Каждый раз зрители, приходя к нам на спектакль, думают: «А чем на этот раз нас порадуют?» Артисты у нас самые разные: молодые, начинающие, а есть и такие начинающие артисты, которым далеко за 50. Все те, кто обожает оперетту, обязательно находят у нас свое место. Люди порой ходят на наши спектакли, думают: «Нас туда никогда не возьмут». Потом ходят около наших дверей и решаются постучать. Мы смотрим. Внешность — подходящая, голос есть. Чаще приходят люди, которые просто любят петь, а где себя в этом проявить — не знают. А кто-то вдруг обнаруживает, что он еще и танцует прекрасно.

— За время работы в театре появились ли у вас любимые спектакли?

— Любимым всегда является тот спектакль, который у нас в работе. Очень необычным стал для меня «Тартюф». Я всегда играл положительных героев, а тут злодей! Тем не менее это одна из моих любимых ролей. Интересно само по себе то, что называется актерством. Если актер играет в своем амплуа, это не всегда интересно — всю жизнь играть одинаково. А мне повезло. Я многое сыграл.

Ольга Гарина

Поделиться:

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее