Война глазами Лиды Гориной

В этом году Россия отмечает 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы устояли на краю…

В этом году Россия отмечает 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы устояли на краю пропасти благодаря отваге советского народа, миллионам солдатам, пролившим свою кровь на полях сражения. Но Победу приближали и за линией боевых действий. Большая заслуга в этом людей, которые обеспечивали фронтовиков, жителей оккупированных и блокадных территорий продовольствием, оружием, техникой, лекарствами. Речь идет о тружениках тыла, и с одной из них мы недавно пообщались.

Лидия Полякова (в девичестве Горина), родилась в г.Кадом Рязанской области в простой рабочей семье в 1932 г. Жили дружно. Взрослые трудились и обустраивали быт.

Когда отец с матерью уезжали по вербовке на стройку в Подмосковье, Лиду оставляли на попечение бабушки. В 1939 г. ее родители устроились на железную дорогу, на ст.Быково, жили в специализированном вагончике, топили его дровами. В Быково родилась младшая сестра Валя, в том же году и старшую дочь забрали из деревни.

В сентябре 1940 г. Лида пошла в первый класс. Она вспоминает: «Школа располагалась далеко от дома, ходили учиться вместе с подружкой, никто нас в то время не провожал, родители не боялись за своих детей». В мае начались каникулы, лето обещало быть веселым и богатым на приключения. Все перечеркнула война.

«Известие о войне мы встретили в с.Старый Кадом. Тогда мы приехали к бабушке в гости, и тут такое потрясение! Родители сразу же уехали обратно на работу, а мы с сестрой остались у бабушки», — вспоминает наша героиня. Тогда Лиде было 9 лет, а младшей сестренке год и девять месяцев. В стране действовала карточная продовольственная система. Помещавшийся на ладони кусочек хлеба нес в себе силу, жизнь и надежду. В семье Гориных ели не досыта, но и не голодали. У Лидиной бабушки был небольшой деревянный домик и, как у всех сельчан, 25 соток земли, на которых сажали картошку. Из домашней скотины — коза и овцы. По утрам и вечерам свежее молочко. Пока «старшая в семье» работала и хлопотала по дому, Лида училась. После занятий помогала бабушке по хозяйству.

С самых первых дней войны всех мужчин забрали на фронт, а ежедневный тяжелый труд лег на плечи стариков, женщин и детей. Тыловики оказывали всенародную помощь фронту, но необходимо было обеспечить и свой быт. Зимой избы топили дровами, за ними нужно было идти по морозу 7 км. Маленькая Лида шла вместе с женщинами из села. Они помогали рубить деревья на части, а девочка складывала поленья на санки и везла домой, где ее ждали сестренка и бабушка. Лошадей в деревне не было, их забрали на фронт, а те, что остались, использовались в колхозе. Если нужно было посадить картошку, то в деревянную соху запрягались пять человек: преимущественно женщины или ребята-подростки, своими силами они распахивали землю. Помощи ждать было неоткуда. Шла война…

Война — это страшно. Даже если рядом с тобой не разрываются гранаты и с криками «в бой» не бежит рота солдат, все равно ты думаешь о том: а что же дальше? кто еще получит похоронку, в каком доме раздастся крик и безутешный плач? кто из детей будет засыпать под голодное урчание в животе? кого подкосит болезнь?

Несчастье пришло и в семью Гориных. Младшая сестра Валя тяжело заболела. Эту новость сообщили маме девочек, работающей в Раменском на железной дороге. Расстроенная женщина поехала навестить дочь, да так и осталась ухаживать за хворым ребенком. На работу Александра Горина не вышла. Вскоре за женщиной приехала милиция. Личные проблемы не являлись весомым аргументом, а уход с рабочего места в годы Великой Отечественной войны карался законом. Правоохранительные органы отвезли Лидину маму в г.Сасово, где суд приговорил ее к тюремному сроку. Лида тосковала по маме, ей хотелось прижаться к родному человеку, чтобы она погладила по головке, сказала ласковое слово, обняла. Летом девочка пешком преодолевала расстояние в 60 км, чтобы отнести передачу любимой маме.

В такой ситуации отец Лиды Иван Горин не мог сидеть сложа руки. Он, находясь на фронте, узнал о беде и написал письмо «всесоюзному старосте» Михаилу Калинину: «Пока мы сражаемся за нашу Родину, проливаем свою кровь, освобождая города и села, здесь, в тылу, наших жен сажают в тюрьму, оставляя на волю судьбы малолетних детей». Письмо дошло до адресата, Лидину маму освободили и оставили работать на железнодорожной станции в Сасово, поближе к дочкам.

Хотя в войну школы работали, но не все дети могли продолжить учебу. Так, в 1944 г. Лида Горина закончила четвертый класс. Старшая школа находилась в г.Кадом за 7 км от дома. На время обучения дети снимали койко-место у хозяев дома, живущих поблизости с образовательным учреждением. В качестве платы за аренду владельцы брали деньги или продукты, эквивалентные трем ведрам картошки. В результате Лида бросила учебу. В их семье картошка была ценной и практически единственной пищей.

Вскоре жизнь преподнесла новое испытание. В том же году Лидина бабушка Фекла Горина, в возрасте 60-ти лет, сломала руку. Продолжать работать в колхозе она больше не могла, и тогда трудиться пошла Лида, как старшая. За невыработку минимальной нормы трудодней человека ждала ссылка. Наша героиня вспоминает: «У нас в деревне жила соседка, мать двоих детей. Не выработала она свой минимум. Может, дети заболели или еще какое несчастье стряслось, но итог один — ее сослали».

В годы войны работа в колхозе была обязанностью всех трудоспособных жителей села, и Лида со всей ответственностью принялась за дело: трудилась на молотильне, сортировала и грузила мешки с зерном. Главным правилом было то, что ничего колхозного брать нельзя. Даже за горсть взятого себе зерна давали тюремный срок. Бабушка Фекла ежедневно напутствовала внучку ничего не насыпать в карман. И она слушалась.

Но какой бы тяжелой ни была жизнь, соседи всегда поддерживали друг друга и вместе отмечали праздники. Особенно широко Пасху и Троицу: одни пели песни и плясали, другие плакали, тоскуя по солдатам, которые не вернулись с поля боя. «Одним из главных развлечений, — вспоминает Лидия, — было кино. В клуб народу набивалось много, все хотели посмотреть фильм, немного отвлечься от тяжелых будней».

Время шло, наступила весна 1945 г., а с ней и долгожданный День Победы! Известие об окончании войны Лида встретила все там же, в с.Старый Кадом. Реакция жителей была разной: женщины смеялись и плакали, с замиранием сердца ждали солдат домой. Семье Гориных повезло. Отец девочек вернулся с фронта с заслуженными наградами.

После войны, в 1946 г., родители Лиды привезли детей домой, в г.Раменское. Казалось бы, война закончилась, все горести остались позади. «Но нет, — вздыхает женщина, — в городе особенно остро ощущалась продовольственная карточная система. Впервые в жизни я узнала, что такое настоящий голод. Хлеб — на вес золота, в течение дня из еды могла быть суповая пшеничная похлебка. Младшая сестренка из-за голода часто плакала». Иван Горин, отец семейства, работал на железной дороге, строил мосты. «Работа была физически тяжелая, но он никогда не отрезал себе больше хлеба. Еда делилась поровну», — вспоминает Лидия.

В семье Гориных никто не сидел без дела. На дворе был октябрь. Занятия в школах уже начались, новых учеников не принимали, и 14-летняя Лида пошла работать на железную дорогу. Жили в бараках, впоследствии работникам выделили землю, на которой они стали сажать картошку. В 1947 г. появился коммерческий хлеб, то есть один из главных продуктов того времени стало возможно купить.

Год спустя Лида продолжила учебу и поступила в школу рабочей молодежи, которая располагалась на месте нынешней школы №8. На первых порах учеба давалась нелегко, но героиня нашей статьи прилежно занималась и вскоре стала одной из лучших учениц. Хорошо окончила школу и в 1950 г. устроилась работать на предприятие Лесозащитной станции, а в 1952 г., после трагической гибели отца, который разбился, упав с моста во время работы, решила устроиться на Раменский приборостроительный завод. Лидия вспоминает: «Допуск ждала месяц. Проверяли, где родилась, кем работала, много других фактов смотрели. В итоге 19 июня приняли на работу. Около трех лет трудилась я в бюро пропусков, а потом попросилась в цех». Вот так, в стенах цехов №1 и №8, она проработала на сборке до самой пенсии. Начальство неоднократно отмечало ее наградами и доверяло самую ответственную работу. Лидия является ветераном труда РПЗ.

Говоря о семейной жизни, стоит отметить, что в 1956 г. Лидия Горина вышла замуж и стала Поляковой. В браке родились двое детей. Старший сын после школы поступил в физико-математический институт, окончил аспирантуру и долгие годы работал в г.Москве в радиотехническом институте старшим научным сотрудником. Младшая дочь выучилась на медсестру широкого профиля и всю жизнь помогала людям.

Сейчас главная радость 87-летней женщины — это ее правнук. С ним бабушка Лида проводит много времени: играет, разговаривает, поет песни, заботится о нем.

Глядя на эту улыбающуюся труженицу тыла, сразу и не скажешь, что у нее за плечами тяжелые военные годы, пережитый голод и болезни. Она сильна духом и бесконечно верит в людей. До сих пор 9 Мая для нее не просто дата, а символ победы советского народа над фашистскими захватчиками. Она собственным трудом ковала победу в тылу, вместе со своими земляками оплакивала погибших сыновей Родины и безоговорочно верила в победу: «Когда по телевизору показывают парад, я не могу без слез смотреть на солдат. Я все это помню. Особенно трепетно отношусь к шествию «Бессмертный полк». Отец воевал, братья его погибли. Каждый день в домах раздавались крики, семьи скорбели по погибшим, поэтому день окончания войны ждали все. Раньше я ходила на парады, а сейчас ноги болят и здоровье уже не то, но я смотрю телевизор и будто окунаюсь в прошлое. Главное, чтобы во все времена молодежь помнила, что победили советские солдаты. Мы — победили!»

Ольга Захваткина

Фото из семейного архива Лидии Поляковой

Поделиться:

Просмотров: 904

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее