Железнодорожные династии Скворцовых и Перовых

Есть под Москвой поселок дачный, На электричке — полчаса. Мы продолжаем свой рассказ об истории…

Железнодорожные династии Скворцовых и Перовых

Есть под Москвой поселок дачный,
На электричке — полчаса.

Мы продолжаем свой рассказ об истории поселка Кратово и его коренных жителях — железнодорожниках.

Как уже говорилось ранее, изначально в Кратово селились семьи железнодорожников.  Надо отметить, что и до революции, и в советское время железная дорога обеспечивала свои кадры жильем, и не только здесь, около Москвы, но и на любом дальнем полустанке.

Рассказывает Анна Павловна Захарова (Скворцова): «В поселке Прозоровском (Кратово) все было распланировано  для комфортного проживания и отдыха железнодорожных рабочих и служащих. В Кратово жилой фонд Московско-Казанской железной дороги располагался на улицах  Фаустовской, Казанской ( ныне Молодцова), Симбирской, Нижегородской. Но, кроме того, железнодорожное управление  предлагало своим сотрудникам  и самим строить себе дома. Земли сначала брали помногу, огораживая участки леса колышками.  Таким образом, поселок стал быстро разрастаться и вдоль железной дороги. По ул. Карла Маркса с правой (жуковской) стороны  и сегодня стоят дома старинных семей: Нечаевых, их дед был смотрителем путей на железной дороге, Рысенковых  — железнодорожных плотников, Вороновых,  Щербаковых, Перовых…

В этой части поселка жили представители самых разных профессий железнодорожной отрасли — от поваров  ведомственного санатория и воспитателей в детских садах до начальников станций. Давали ли ссуду на строительство дома — неизвестно, но то, что землю выделяли бесплатно — факт.  Центром же всего поселения являлся район улиц Фаустовской и Симбирской, где располагались  дома, построенные по проекту Города-сада, и назывался он — железнодорожный поселок Юбилейный. Некоторых его улиц уже не существует, на их месте выросли жилые кварталы г. Жуковского. Так, Горельники, соседствовавшие с ул. Нижегородской, относились когда-то к поселку Кратово, и улицы там тоже носили названия, связанные с железной дорогой, например ул. Локомотивная. До войны в этой части поселка располагались железнодорожные бараки, а после — самостоятельная застройка. Кстати,  Горельники  названы так потому, что когда-то  здесь был участок выгоревшего леса».

Но вернемся к жизнеописанию династии Скворцовых. В 1943 году Дмитрия Николаевича Скворцова не стало. На тот момент ему исполнилось  только 64 года, но война, пережитое лихолетье революций и последовавшие за ними тяжелые годы перемен не могли не сказаться на здоровье…

За Дмитрием Николаевичем, бесспорным лидером семейства, пришли работать на железную дорогу и его младшие братья Михаил и Сергей, а позднее и дети Дмитрия Николаевича: четыре дочери — Татьяна, Галина, Вера, и Анна, и четыре сына — Дмитрий, Валерий, Петр и Павел.

В этой семье твердо знали, что железная дорога прокормит всегда. Страна наша большая и без железнодорожного транспортного сообщения ей обойтись, а значит и у железнодорожников всегда будет работа.

Надо сказать, что профессиональному становлению последующих поколений Скворцовых в немалой степени способствовала и Детская железная дорога, на которую вначале дети приходили с родителями за руку, чтобы прокатиться на чудо-поезде, а потом, чтобы и самим участвовать в работе этого сложного, многообразного, живого и очень умного организма под названием «железная дорога». (О знаменитой детской железной дороге поселка Кратово читайте в наших последующих очерках).

Железнодорожники — особая профессия, и в военное время большинство из них мобилизации не подлежали. Но когда грянула Великая Отечественная война, братья Петр и Павел Скворцовы ушли добровольцами на фронт.

Помощник машиниста Петр Скворцов был ранен под Ржевом, после госпиталя вновь вернулся на фронт. В рижском наступлении он снова получил серьезное ранение — пришлось ампутировать ногу. На железную дорогу ему вернуться не удалось. После войны Петр Дмитриевич Скворцов работал механиком в Жуковском летно-исследовательском институте и пользовался абсолютным доверием у летчиков. На железную дорогу пришел его сын Лев Петрович, чей кулинарный талант высоко ценили посетители ресторана Казанского вокзала.

Брат Петра, Павел Скворцов, попал на Волховский фронт, а затем — на афганскую границу. Домой он вернулся только в 1949 году. И снова — родное депо. По окончании Дзержинского техникума он получил право управления тепловозом. На пенсию Павел Дмитриевич Скворцов ушел машинистом-инструктором.

Дети Павла Дмитриевича — Павел и Анна, прошли обычный для членов семьи путь от Детской железной дороги до МИИТа. Павел Павлович Скворцов по окончании института стал специалистом по тепловозному хозяйству. Анна Павловна Скворцова (в замужестве Захарова) — начальник планово-экономического отдела Московско-Рязанского отделения МЖД и по совместительству семейный летописец. А вот ее сын, Володя Захаров, пока еще в начале своего пути, ему только 17 лет , он пока работает на Детской железной дороге .

Свои университеты на Московско-Казанской железной дороге прошли  и другие члены этой большой семьи.  Дмитрий Дмитриевич Скворцов стал прекрасным наставником молодежи и воспитал немало высококлассных машинистов. Его сын Владислав Дмитриевич Скворцов прошел путь от помощника машиниста до начальника депо Москва Киевская-пассажирская.

Валерий Дмитриевич Скворцов во время войны  служил главным инженером подремпоезда, а впоследствии — начальником базы локомотивного запаса, ревизором по безопасности движения. Его сын Игорь Валерьевич Скворцов 37 лет водил составы сначала помощником, а затем и машинистом. Не отставали от братьев и дочери Дмитрия Николаевича. Анна Дмитриевна во время войны на спецпоездах восстанавливала разрушенные пути, мосты и туннели. После окончания МИИТа она стала ведущим инженером Мосжелдорпроекта. Вера Дмитриевна Скворцова работала воспитателем в  ж/д  детском саду, а Татьяна Дмитриевна — бухгалтером в депо Москва Казанская — пассажирская, Галина Дмитриевна была бухгалтером службы материально-технического снабжения.

(продолжение следует)

Т.А. Мамонова

Яна Гарбузова

Фото из архивов семьи Скворцовых,  Кратовской библиотеки и Жуковского музея истории покорения неба

Поделиться:

Просмотров: 24

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*