Жук-типограф уничтожает раменские леса

Поселок Кратово: оазис Подмосковья под угрозой Нынешнее лето на первый взгляд выдалось более спокойным, чем…

Жук-типограф уничтожает раменские леса

Поселок Кратово: оазис Подмосковья под угрозой

Нынешнее лето на первый взгляд выдалось более спокойным, чем прошлое: нет пожаров, да и июльская жара несравнима с прошлогодней. Вроде бы все хорошо. Однако природа все равно преподносит нам неприятные сюрпризы. Впрочем, что пенять на природу, у нее один закон, и все живое подчиняется ему. А вот у людей законов множество, причем, как показывает жизнь, далеко несовершенных, а порой и просто губительных как для нас самих, так и для всего окружающего.

Вот уже полгода подмосковные СМИ рассуждают о серьезной опасности, нависшей над хвойными лесами нашего региона. Дело в том, что именно в этом году наблюдается беспрецедентный рост популяции жука-короеда, так называемого типографа, который с угрожающей скоростью уничтожает еловые насаждения.

Не обошла стороной эта проблема и Кратово, один из самых известных дачных поселков Раменского района, расположенный в живописном сосново-еловом лесу. Эти места издавна ценятся благодаря своему целебному воздуху, насыщенному фитонцидами хвойных деревьев, именно поэтому здесь расположены несколько санаториев, в том числе и для детей с легочными заболеваниями.

Если вам доводилось проезжать через поселок по Раменскому шоссе, то, возможно, вы обратили внимание на целый массив сухих порыжелых елей с опавшей хвоей. Это и есть результат нашествия жука-типографа. Причем, как говорят специалисты-лесопатологи, здоровые зеленые ели, растущие вокруг погибших деревьев, скорее всего, тоже обречены. Специалисты указывают и наиболее вероятную причину столь внезапной эпидемии: прошлогодняя аномальная жара не только снизила иммунитет деревьев, но и позволила короеду стремительно размножаться. Думаю, не нужно долго объяснять, что сухостой представляет собой опасность, тем более в населенном пункте: мало того, что он рано или поздно начнет падать, но в сухую погоду может и вспыхнуть от малейшей искры. И вот тогда действительно будет настоящая беда.

Правила предписывают погибшие и больные деревья вырубать, вывозить подальше и сжигать, чтобы короед не распространялся дальше.

В результате обследования, проведенного Российским центром защиты леса, по состоянию на июнь текущего года на территории двух детских санаториев в Кратово вырубке подлежат в общей сложности более 1 200 деревьев. На землях Гослесфонда, граничащих с поселком, также погибает более гектара леса. В масштабах лесного хозяйства района, говорят экологи, это незначительно. Однако для жителей и для детских лечебных учреждений Кратово это большая проблема.

Рассказывает директор Детского пульмонологического санатория «Кратово» Елена Евгеньевна Калинина: «Пока идет переписка с различными инстанциями, жук продолжает уничтожать деревья. История с короедом длится с зимы, и за это время количество зараженных елей увеличилось в разы. Для того чтобы получить разрешение на вырубку, нужно пройти несколько этапов различных согласований. Так, имея на руках заключение лесопатологов, мы должны обратиться с прошением в Министерство экологии и природопользования Московской области и только после этого на основании аукциона выбрать организацию, которая будет заниматься санитарной чисткой и рекультивацией леса.

Да и само по себе это мероприятие — удовольствие достаточно дорогое, и оплачивать его будет санаторий за счет федерального бюджета. Понятно, что чем больше погибнет деревьев, тем дороже обойдется процедура вырубки. На территории пульмонологического санатория вообще предстоит тотальная вырубка — деревьев почти не останется. Но если убрать лес, — основной климатообразующий фактор, какой тогда тут будет санаторий?»

Но, спросите вы, о существовании жуков-короедов человечество узнало не вчера, и значит есть способ с ними бороться, проводить профилактику, наконец? Способ есть, и он действительно отработан годами. Достаточно заглянуть в интернет. Так, например, на сайте одной из компаний, занимающейся озеленением и ландшафтными работами, читаем: «Для эффективной борьбы с короедом необходимо правильное ведение лесного хозяйства, соблюдение санитарного минимума: своевременная уборка порубочных остатков, ветровала, бурелома и т.д., своевременная вырубка и удаление усохших деревьев. При сильном распространении вредителя особенно эффективны истребительные мероприятия: вырубка и немедленное удаление коры зараженных короедами деревьев и т.д.». В общем, требуется постоянный и главное комплексный подход. Так куда же, в конце концов, смотрели службы и административные органы, ответственные за состояние леса? А дело все в том, что органы управления лесами повлиять на развитие вспышки численности жука-типографа практически не могут — лесное хозяйство почти полностью разрушено, действующее лесное законодательство не позволяет своевременно принимать необходимые меры по борьбе с короедом. Проще говоря, некому заниматься чисткой и восстановлением лесов. К тому же поселку Кратово в этом смысле вдвойне «повезло» — часть его территории охраняется государством как памятник природы.

Ситуацию прокомментировал глава городского поселения Кратово Виктор Валентинович Неволин:

«Разрешения на вырубку деревьев выдает местная администрация. Однако случай с санаториями — исключение, так как оба учреждения находятся в зоне памятника природы областного значения «Долина рек Хрипани и Куниловки» и разрешение на проведение любых санитарных мероприятий на этой территории может дать только Министерство экологии и природопользования. Отсюда дилемма — с одной стороны, это памятник природы и его надо охранять, но когда мы видим, что в этом памятнике сотнями усыхают деревья, то что для нас важней — охрана зеленых насаждений или жучков, занесенных в Красную книгу?

В другом месте поселка, на землях Гослесфонда — такая же беда. И люди, которые живут рядом, видя, что погибшие деревья представляют для них угрозу, обратились в Мослесхоз с просьбой принять меры. Так и не дождавшись ответа, они начали вырубать сухостой сами. Со своей стороны мы также написали соответствующие письма с просьбой провести вырубку. Но у Мослесхоза нет возможности оперативно отреагировать, да и количество деревьев, которые подлежат вырубке даже после засушливого лета и ледяного дождя, таково, что они будут только по Кратово ездить несколько месяцев — вырубать».

Почему-то ситуация с короедом напомнила мне известную историю с отчетом великого русского поэта А.С. Пушкина, откомандированного начальством инспектировать земли, подвергшиеся нашествию саранчи. В своем отчете Пушкин написал: «Саранча летела, летела и села. Сидела, сидела, все съела и вновь улетела».

В завершение напрашивается вопрос, и опять-таки из русской классики: что же делать-то после того как типограф все съест?

«Мы высадим здесь новые деревья, и это будет, конечно, сосна, а не елка. У нас есть питомник, где мы выращиваем маленькие сосенки, вот они и пойдут на замену погибших елей» — говорит директор санатория Елена Евгеньевна Калинина. Что ж, решение правильное — жук-типограф сосну не трогает. Но кто знает, не расплодится ли в следующем году в наших лесах короед, «специализирующийся» на соснах или других породах деревьев? А это вполне может произойти — и гораздо быстрее, чем будут приняты разумные решения федерального уровня в области управления лесами.

Яна Гарбузова

Поделиться:

Просмотров: 37

Добавить комментарий

Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!

Комментарий

*

Ваше имя

*

E-mail

*

Похожее