09.10.2011 09:51
Сентябрь — месяц возвращения в родные учебные стены множества учеников. Каждый год приносит ученикам, учителям…
Главное, чтобы дети нашли свое место в жизниСентябрь — месяц возвращения в родные учебные стены множества учеников.
Каждый год приносит ученикам, учителям и родителям немало новшеств. Рыболовская средняя школа, несмотря на то, что она сельская, благодаря мощному педагогическому коллективу держит планку современного образовательного учреждения. О жизни школы в новом учебном году мы поговорили с ее директором — Ольгой Алексеевной Споровой.
— Ольга Алексеевна, с тех пор, как вы стали руководителем школы, с какими трудностями приходится сталкиваться?
— Директором я стала четыре года назад, сейчас идет пятый год моей работы. Сориентироваться в массе новых дел мне было просто, поскольку в этой школе я училась, много лет работала здесь завучем, коллектив, родителей и детей знала, поэтому владела ситуацией. Но как в прежнее время, так и сейчас понимаю, что хозяйственная работа мне не по душе. Я все-таки в большей степени методист и учитель. Меня, например, больше радует, когда на родительское собрание пришло много родителей, чем то, что в скором времени можно будет починить крышу. Я получаю большее удовольствие от общения с учителем, учеником или родителями. И честно говорю, что в должности завуча мне было комфортнее.
— И оставалось время вести занятия?
— А я и сейчас веду уроки, у меня есть часы. В прошлом году я выпустила 9-й класс. Ребята очень хорошо, я считаю, сдали русский язык. Из восьми учеников была всего одна тройка. Качество знаний у них было более 80%. В этом году я взяла 5-й и 7-й классы. Если не вести уроки, можно просто потерять профессионализм. Неизвестно, сколько продлится мой директорский стаж, а по натуре я остаюсь учителем.
— С этого учебного года введены новые образовательные стандарты в начальных классах. Как это произошло у вас в школе?
— Во-первых, предлагается кардинально другой подход к обучению, хотя для нас это не ново. Уже много лет наш коллектив работает в русле личностно-ориентированного подхода в образовании. Несколько лет назад мы немного изменили методическую направленность школы. Теперь — это деятельностный подход в личностно-ориентированном обучении. Частично мы предвосхитили стандарты, вводимые повсеместно сейчас, вот именно «деятельностный подход» — это социализация ребенка в обществе. Самое важное, что дал такой подход к начальному образованию, особенно для сельской школы, — расширение внеурочной деятельности. Дети получают знания на уроке и расширяют кругозор в течение 10 часов внеурочных занятий. Мы так поставили процесс обучения, что внеурочная деятельность стала продолжением урока. У нас пять направлений по два часа. Например, кукольный театр, кружок «Юный турист», ЮИД (юный инспектор дорожного движения), «Традиции России», рисование, спортивная секция, д
уховное воспитание. Все эти кружки расширяют кругозор, воспитывают индивидуальность ребенка. Если у него не получилось проявить себя в спорте, он может заинтересоваться туризмом или кукольным театром. Есть секции, продолжающие основные предметы, например «Занимательная математика». В округе кружков мало, возить детей в город родителям далеко и тяжело, а вот внеурочные занятия ребенка развивают.
— Чтобы научить, нужно чем-то заинтересовать детей?
— Заинтересовать – этого мало. Самое главное, чтобы они были подготовлены к жизни, чтобы нашли свое место. Недавно мы обсуждали в Комитете по образованию, что мы живем в больном обществе и детей мы должны в нем социализировать. Так нам в этом больном обществе их социализировать или создавать новое общество?
— Получается, человека нужно воспитывать в семье и с раннего детства.
— Да, воспитание нужно начинать с самого раннего детства. Когда ребенок приходит в школу, в 7 лет многое для него может быть упущено. А если заниматься им с самого рождения, это совсем другое дело. В народе не зря говорят, что воспитание действенно, когда ребенок умещается поперек кровати, когда вдоль — уже поздно. Школа — продолжение того, что было заложено в голову ребенка в его первые годы. Тут 6-7 уроков, все остальное время ребенок проводит в семье. Учителя объясняют материал всем одинаково, только одного ребенка нацелили на восприятие знаний, а другой этого не хочет. Школа,
конечно, играет большую роль. Это и авторитет, и профессионализм учителя. Но я родителям говорю, что мы выполняем общее дело, мы союзники. А основа мировоззрения ребенка должна закладываться в семье. Школа ее только дополняет, развивает, а что заложено с детства, эти стереотипы поведения уже не изменишь. Но и родителей можно понять. В каких условиях мы живем? Ни работы подчас нет, ни стабильных заработков. Они уехали, дети брошены. Конечно, мы в каких-то случаях должны компенсировать недостаток их внимания. И хорошо, что появились новые стандарты. Дети хотя бы заняты. Я всегда говорю, что школа должна стать развивающим це
нтром. Клубов в деревнях нет, библиотеки тоже не везде, поэтому нужно концентрировать возможности в школе. Но еще раз повторю: учителя и родители — это союзники. Мы должны идти вместе, не просто по разную сторону баррикад, а именно вместе.
— У ребенка, наверное, раздваивается сознание, когда мнение родителей об учителе противоречит их собственному восприятию.
— Я, кстати, на собрании говорила родителям, что даже если вдруг что-то плохое подумаете про учителя, не нужно говорить об этом ребенку. Придите в школу, поговорите с учителем, проясните для себя ситуацию. А ребенку скажите, что учитель прав. От того, что в глазах ребенка упадет авторитет педагога, пострадает прежде всего сам ребенок. Учительский авторитет действительно падает. И что бы сейчас ни говорили о повышении статуса учителей с помощью новых программ «Наша новая школа», повышения зарплат, все равно авторитет должен быть на другом уровне, он в доверии учеников и в уважении родителей.
— Этим летом особо бурно обсуждался единый госэкзамен. Многие считают, что ЕГЭ — это натаскивание по шаблону. То есть, возвращаясь к начальной школе, это такой противоположный ей процесс. Там, наоборот, малышей ориентируют на развитие логики и воображения. А старшеклассников словно замыкают на шаблоне. Шаг вправо, шаг влево — и ошибка.
— Нет, я не согласна, что это натаскивание. Если только в части демонстрационного материала. Два года назад в нашей школе прошел семинар завучей. Тогда пошла череда районных семинаров, где обсуждали систему подготовки к ЕГЭ. С 9 класса мы начинаем учить детей работать с тестами. И все равно, как можно натаскать по литературе? Это невозможно, если у человека нет мышления. Ладно еще русский. Если есть задание — найти сложноподчиненное предложение, я им скажу: выучите все сложноподчиненные и вы их найдете. Ну а как написать сочинение, эссе? Есть система. Мы нацеливаем детей в начальной школе, продолжаем готовить их в среднем звене обучения и закрепляем их навыки в выпускных классах.
— Перед началом учебного года прошла так называемая приемка всех районных школ. Что удалось сделать в школе за этот год?
— В этом году на средства Мособлдумы мы поставили пластиковые окна в актовом зале, на средства главы поселения установили новый забор, провели реконструкцию медицинского кабинета и начали делать тренажерный зал. Три дня назад начали ремонт крыши, которая много лет текла. Спортзал мы отремонтировали своими силами. С ремонтом помогали все: родители, сами учителя, администрация Рыболовского поселения, Сергей Владимирович Демин и Минобразования области.
— Какие вопросы еще требуют решения?
— На повестке стоит ремонт теплосети. Нужно утеплиться, у нас прохладно. Думаю, что район будет нам дальше помогать с пластиковыми окнами. Также требуется реконструировать пищеблок. Вряд ли это получится сделать в следующем году, но на перспективу цель наметили. В этом году мы попали в список 12 школ, где будут установлены интерактивные рабочие места для первоклассников.
— Вы имеете в виду ноутбуки?
— Именно. Один ноутбук на двоих и автоматизированное рабочее место учителя. Мы должны их в скором времени получить. В ближайшем времени планируем восстановить интернет. С ним есть проблемы, но не у нас, а в телефонных линиях. Комитет давно бы решил нам этот вопрос, но нет технических условий — Рыболовская АТС не позволяет. Сейчас мы уже нашли людей, которые будут этим заниматься. Мы теперь просто решили поставить на крышу антенну и установить спутниковый интернет.
— Ольга Алексеевна, немного о личном. Почему вы стали учителем? Когда пришло осознание, что это ваше призвание?
— Я мечтала стать учителем еще в школе. В 1988 г. начала работать в сельском совете. Проработав два года, поняла, что эта деятельность не по мне. Чуть позже Наталья Константиновна Романенкова предложила мне преподавать русский язык в 9 классе. Если после института у меня еще были сомнения, идти в школу или нет, то в тот момент я точно поняла, что мое призвание — быть учителем. Стоило мне попробовать нечто другое, и я окончательно в этом убедилась. Хотя после окончания юридического института мне предлагали остаться работать в Москве и перспективы были хорошие, но я не осталась. Работая в сельсовете, я ездила в школу по субботам, вела русский и литературу. У меня тогда был один класс. Я так ждала субботы, когда пойду в школу! Это была моя отдушина. Когда грянул путч, все были в ужасе, а для меня ликвидация сельского совета стала знаком судьбы.
— Напоследок, ваш жизненный девиз.
— Не сдаваться, как бы трудно ни было! Бывает трудно, очень трудно — и по жизни, и на работе. Но главное верить, что все получится, что кто-то поможет, кто-то подскажет, посоветует, и обязательно всего можно добиться. Нельзя сдаваться, нельзя опускать руки. Нужно идти дальше.
— Веря, что все будет хорошо.
— И я верю.
Ольга Гарина
Фото Вячеслава Захарова
Добавить комментарий
Если вам есть что сказать, поделитесь мнением!